Коучинг для седьмого типа личности

Коучинг для седьмого типа личности

Мэтт — представитель седьмого типа личности. Три года назад он руководил производством в международной промышленной многопрофильной компании, производящей продукты питания и напитки.

Во время корпоративного тренинга он наблюдал за работой консультантов, и ему в голову пришла интересная идея. Он устал от своих обязанностей, чувствовал себя скованным всевозможными правилами и не мог так дальше работать. «Мне нужны свобода и самостоятельность. Мне было сложно двигаться вперед в таких жестких рамках. Постоянно отчитываться перед бюрократами. Мне было тридцать пять, и я решил, что создан для большего. И вот я посмотрел на тренеров и вдруг меня осенило: “Я тоже так могу! Пора работать на себя!”

Так возникла идея открыть свою компанию. Я решил заняться тренингом. Мне нравится учить людей, у меня это хорошо получается».

Оставалось только определить сферу тренинга, которым будет заниматься компания. Как человек, увлеченный компьютерами, он решил, что займется компьютерным тренингом, но встретил волну критики со стороны друзей и родственников. «Я понимал, что должен специализироваться в том, что нравится мне самому.

Действительно, на рынке полно компаний, предоставляющих компьютерные тренинги, но я был уверен: занимаясь тем, что мне интересно, я преуспею». Итак, он написал бизнес-план, уволился с работы, основал компанию и стал нанимать людей, используя свои небольшие денежные накопления и банковский кредит.

седьмой тип личностиМэтт — представитель седьмого типа личности. Его приключения начались, когда его бизнес начал расти быстрее, чем он ожидал. Меньше чем за год компания набрала столько заказов, что перестала справляться. Его предпринимательский (Е) талант процветал, он вел инновационные тренинги на доселе неведомых рынках (например, краткосрочные курсы для руководителей по использованию наладонников в управлении проектами).

Распознав первые признаки упадка в этом сегменте, Мэтт переориентировал программу курсов под смартфоны. Он первым уловил стремительный расцвет нового рынка и связанные с этим огромные возможности. Затем он предвосхитил развитие онлайн-тренингов и открыл всю линейку онлайн-курсов, как индивидуальных, так и корпоративных. Сначала для Windows, потом для Mac и, наконец, для Linux. Он чувствовал себя непобедимым. Технологии все время трансформировались, что требовало от Мэтта постоянной разработки новых стратегий по адаптации политики компании к безостановочным изменениям среды. А в этом он был мастер.

Однако за все приходится платить. Наряду с замечательными способностями к предпринимательству (Е) он испытывал неприязнь ко всему, что связано с административными (A) функциями. Будучи «семеркой», он считал всю административную (A) деятельность скучной стороной бизнеса. Мэтт никогда не уделял достаточно времени разработке организационной структуры и системы отчетов. Дисциплина и контроль были слабыми.

Из-за того что основной акцент делался на продажах, а забота об административной (A) структуре компании отсутствовала, в ней вскоре возникла атмосфера хаоса, сопровождаемая бесконечными совещаниями и недовольством персонала.

Работа компании велась неорганизованно. Координация между отделами была отвратительной. Компания стала терять эффективность. Несмотря на растущий объем продаж, прибыль постоянно снижалась. Однако те, кто не разделял энтузиазма Мэтта в отношении свежих идей, обвинялись в обструкционизме. Вскоре ключевые фигуры стали покидать компанию.

План коучинга

Для начала мы ознакомили Мэтта с шаблонами, свойственными его типу.

  • Неумение останавливаться.
  • Неумение правильно определиться с приоритетами и желание получить все и сразу.
  • Отсутствие четкого целеполагания и переключение внимания с одного на другое.
  • Отторжение административных (A) функций, приводящее к хаотичной и нефункциональной организационной культуре.

Чтобы помочь ему справиться с шаблонными реакциями, мы разработали для него карманную шпаргалку для коучинга. Ее полный текст приведен ниже.

коучинг

Согласно второй части плана, заметив в себе стремление к шаблонному поведению, Мэтт должен все сделать наоборот. Это предполагало переход от предвосхищения и погони за возможностями к развитию навыков целеполагания, предусмотрительности и сдержанности ради принятия более правильных решений. Необходимо было приостановить его импульсивную склонность постоянно менять направления и ввязываться в такое количество проектов, которое невозможно осилить.

Чтобы воспользоваться планом, мы предложили Мэтту задать себе следующие вопросы, когда он заметит, что ведет себя по шаблону.

Поддержка пятого типа (корифей) (умение сосредотачиваться).

  • Что меня отвлекает от текущей задачи? Определите источник раздражения и вновь сфокусируйтесь на выполнении текущих задач. Исходя из особенностей этого типа рассеивают внимание мысли о новых возможностях, физические ощущения, скука. Умение заметить активацию этого шаблона — ключевой навык, который «семеркам» необходимо развивать.
  • Не торопитесь: научитесь брать паузу, чтобы глубже проанализировать ситуацию.

Проекция в «единицу» (реформатор) (развить в себе организованность, последовательность и умение доводить дела до конца).

  • Отвлекитесь от картин будущего. Прежде чем ввязаться во что-то новое, спросите себя, как закончить текущую задачу. Определите последовательные практические шаги, ведущие к верному завершению каждого из текущих проектов. Разучите упражнение «радость свершения» (Allen, 1999).
  • Отслеживайте выполнение задач, которые вы поручаете своему персоналу. Помните, что делается не то, что ожидается, а то, что проверяется (Adizes, 2004).

Поддержка шестого типа (советник) (оценка рисков).

  • Научитесь спрашивать себя: каковы риски? Может ли что-либо пойти не так? Из-за врожденной склонности к оптимизму вы нередко игнорируете существование возможных рисков.

Ради эффективности коучинга нам пришлось проработать две важные области: с одной стороны, осознанность ключевых процессов управления (при помощи методологии Адизеса), а с другой — мотивацию (при помощи эннеаграммы).

Для начала нужно было расширить преставления Мэтта о работе организации. Судя по его действиям, он полагал, что для успеха решающим является дальнейшее увеличение продаж. Для того чтобы помочь ему преодолеть это заблуждение, мы использовали два понятия концепции Адизеса: функции PAEI и жизненный цикл организации. Знакомство с этими понятиями помогло ему увидеть, что компания (причем любая компания) не может расти бесконечно. Иначе все рискует развалиться. На некоторой стадии развития компании необходимо определить устав.

Ввести дисциплину. Структуру. Систему контроля. Денежные потоки. Бюджет. В терминологии Адизеса в компании Мэтта возникла острая необходимость в администрировании (A). Поскольку у Мэтта наблюдалось неприятие административных (A) функций, ключевым моментом стало формирование мотивации к ним на основе особенностей седьмого типа: дальнейшее развитие жизненного цикла организации сулит больше радостей, однако доступ к ним лежит через упорядочивание, которое в настоящий момент возможно только при помощи роли администратора (A).

Мы: «Не беспокойтесь, это временная мера, необходимая только на этом этапе жизненного цикла. Мы займемся этим лишь ненадолго, чтобы вы смогли развиваться дальше. Радость оказаться в списке лучших компаний в десять раз больше, чем удовольствие от вашего теперешнего положения. Неужели вы упустите такую возможность просто потому, что вам не хочется потратить немного времени, чтобы разработать системы порядка и контроля?»

Мэтт: «Я не хочу, чтобы эти администраторы (A) задушили мою компанию. Правила, правила, правила... дайте вздохнуть! Компания не выживет, если я перестану двигать продажи и делать то, что делаю!»

Мы: «Компания умрет, если вы не включите разумную долю административной (А) работы и продолжите продвижение продаж без поддержки административной (А) структуры. Вы правы в том, что нет необходимости делать администраторов (А) главными действующими лицами навечно. Это краткосрочная мера. они нужны вам в настоящий момент, чтобы помочь выстроить систему контроля, которая поможет вам развиваться дальше при помощи порядка, соответствующего вашим планам по развитию. Это не навсегда».

Затем мы разработали для него административный (А) словарик, чтобы ему было легче понимать администраторов (A) компании. К счастью, такие в ней уже были, и расширения штата не потребовалось. Необходимо было лишь, чтобы Мэтт наконец прислушался к ним.

Карманная шпаргалка для коучинга

шпаргалка для коучинга

Основные положения

тип личности

См. в Библиотеке: И. и Р. Маданес, И. Адизес. От застоя к росту. Как раскрыть и развить в себе потенциал бизнес-лидера.