Джерри начал работать в обувном магазине, когда ему было пятнадцать лет.
Он был продавцом до тех пор, пока в двадцать четыре года не взял кредит у своего дяди, чтобы открыть собственный магазин.
К тридцати у него было три магазина, а два года спустя он начал выпуск собственной линии одежды.
Джерри — представитель восьмого типа личности. Он поистине предприимчив (E), умеет оценить ситуацию и распознать потенциальные возможности рынка. Он также прекрасно разбирается в ценах и умело использовал свои административные (A) навыки в разработке системы отчетности. Он постоянно поддерживает производство результатов (P). Ему хотелось бы, чтобы фирма стала одной из крупнейших текстильных компаний. Но он считает, что с нынешними сотрудниками это невозможно. «С самого начала мне не везло на людей. Каждый раз приходилось все переделывать самому. Менеджеры сплошь некомпетентны. Нытики. Ни рвения. Ни ответственности. Ни преданности».
В качестве упражнения мы предложили ему имитировать разговор с кем-либо из его ведущих сотрудников, чтобы уяснить его манеру общении. Он привел множество примеров, из которых стало очевидно: у персонала нет шансов проявить инициативу, поскольку он впадает в ярость каждый раз, когда принимается «не то» решение. он постоянно приводит персонал в растерянность, вызванную противоречивыми требованиями. он настолько привык доминировать, что хочет контролировать все, одновременно рассчитывая на проявление творческой инициативы от своих исполняющих директоров и других менеджеров. он монополизирует право на принятие решения, подавляя людей своей авторитарностью.
Ему необходимо научиться давать подчиненным простор для самостоятельных решений и тщательнее выбирать поле битвы, поскольку, если он продолжит бесконечные мелкие схватки по любому поводу, его компания проиграет войну. Из-за того что он вел себя крайне враждебно и неуважительно, в компании установилась атмосфера недоверия. Чувствуется, что вследствие этого у персонала отсутствует сплоченность во имя общей цели. Взаимное уважение оказалось на необычайно низком уровне. Другими словами, организация превратилась в театр одного актера, где отсутствуют интеграция (I) и корпоративная культура, к которой хотелось бы примкнуть.
План коучинга
Для начала мы ознакомили Джерри с шаблонами, свойственными его типу.
- Стремление к абсолютной независимости и желание работать в одиночку (усиленные выраженной проекцией в пятый тип (корифей). отказ от взаимосвязей и ложная уверенность, что он может сам со всем справиться.
- Стиль в отношениях, который можно охарактеризовать фразой: «Все будет так, как я сказал. Не нравится — до свидания».
- Враждебность и неумение различать деструктивные и продуктивные конфликты.
Чтобы помочь ему справиться с шаблонными реакциями, мы разработали для него карманную шпаргалку для коучинга.
Согласно второй части плана, заметив в себе стремление к шаблонному поведению, Джерри должен все сделать наоборот. Это предполагало отказ от иллюзии, будто компания может длительное время работать исполнения интегративной (I) роли. Чтобы воспользоваться планом, мы предложили Джерри задать себе следующие вопросы, когда он заметит, что ведет себя по шаблону.
Проекция в «двойку» (покровитель) (осознание нужд других людей).
Спросите себя: что нужно этому человеку? Проявление соучастия — это не проявление слабости. Это не значит сдаться. Используя сильные качества «двойки», вы не станете уязвимее. Напротив, персонал посчитает вас даже более сильным, чем раньше.
Поддержка «девятки» (дипломат) (умение плыть по течению).
Прислушивайтесь к тому, что вам говорят другие. Дайте им хотя бы шанс высказаться. Проявляйте интерес к иным точкам зрения, рассматривайте каждую ситуацию с разных сторон. Не пытайтесь удержать обсуждение в желательных для вас рамках, позвольте дискуссии течь свободно, чтобы каждый участник смог высказаться. Это не подорвет вашей власти. Напротив, ваш персонал ощутит ее непоколебимость.
Эти упражнения должны были помочь Джерри развить его способность к интеграции (I) за счет систематической практики осознания действия своего типа.
Из-за возникшего у него сопротивления интегративным (I) функциям мы ввели в план дополнительную стратегию. Мы предложили усилить исполнение интегративных функций (I) при помощи дополняющей группы интеграторов (I), устойчивых к чужому влиянию и способных обсуждать решения Джерри. Словом, таких людей, которых ему будет непросто подавить своим авторитетом. «Я предлагаю Стивена», — сказал он таким тоном, будто это он ведет сеанс коучинга. Имелся в виду один из его старших братьев. Решение оказалось правильным.
Стивен относится к девятому типу, дополненному ярко выраженными качествами восьмого. Ему свойственно проявлять соучастие к людям, однако он достаточно тверд, чтобы выдерживать напор своего брата. Джерри назначил Стивена руководить отделом по работе с персоналом. Важно было ограничить административные полномочия (A) нового отдела, чтобы в результате он не был завален такими заданиями, как ведение зарплатных ведомостей и урегулирование соответствия налоговому и трудовому законодательству. Это позволило Стивену сосредоточиться на стратегиях интеграции (I).
Карманная шпаргалка для коучинга
Основные положения
См. в Библиотеке: И. и Р. Маданес, И. Адизес. От застоя к росту. Как раскрыть и развить в себе потенциал бизнес-лидера.