Источники больших данных

Источники больших данных

Содержание материала

Розничная торговля и производство: значение данных радиочастотной идентификации (RFID)

Метка радиочастотной идентификации, или RFID-метка, — это небольшая метка, которая помещается на палеты или упаковки с товарами. RFID-метка содержит уникальный серийный номер в отличие от UPC — общего кода для идентификации того или иного товара. Другими словами, она определяет, что в данной палете находится не просто несколько компьютеров модели 123, а уникальный набор компьютеров модели 123.

Когда считывающее устройство посылает сигнал, RFID-метка в ответ отправляет информацию. Если в радиусе действия этого устройства находится несколько меток, то все они могут ответить на один и тот же запрос, что существенно облегчает учет множества предметов. Даже если предметы располагаются друг на друге или за стеной, до тех пор пока сигналы считывающего устройства достигают меток, от них можно получить ответ. RFID-метки устраняют необходимость вручную пересчитывать все предметы и позволяют намного быстрее производить инвентаризацию.

Большинство используемых RFID-меток известны как пассивные. Это означает, что такие метки не имеют встроенных источников питания. Радиоволны считывающего устройства создают магнитное поле, обеспечивающее достаточную мощность, которая позволяет метке отправить содержащуюся в ней информацию. Хотя RFID-технология существует уже довольно длительное время, ее стоимость не позволяла применять ее повсеместно. Сегодня пассивная метка стоит всего несколько центов, и цена продолжает снижаться. По мере дальнейшего снижения цен сфера применения этой технологии будет продолжать расширяться. На сегодняшний день с RFID-технологией связаны определенные технические проблемы. Одна из них заключается в том, что жидкости могут блокировать сигналы. Со временем эти вопросы должны решиться путем обновления используемых технологий.

Существуют способы использования радиочастотной идентификации, знакомые большинству людей. Один из них — автоматический сбор оплаты проезда по платным дорогам, позволяющий водителям не останавливаться, проезжая мимо пункта взимания платы. В карте, предоставленной органом, взимающим плату, присутствует RFID-метка. Вдоль дороги расположены считывающие устройства. Когда автомобиль проезжает мимо, метка передает данные об автомобиле, что обеспечивает регистрацию факта вашего проезда.

Широко известен такой способ использования RFID-данных, как контроль за имуществом. Так, например, организация может пометить каждый принадлежащий ей ПК, рабочий стол или телевизор. Такие метки обеспечивают надежную инвентаризацию, а также оповещают, если предметы перемещаются за пределы предусмотренных областей. Например, считывающие устройства могут быть размещены на выходах. Если корпоративный актив покидает пределы организации без предварительного разрешения, подается сигнал, предупреждающий службу безопасности. Точно так же в магазинах метки подают сигнал тревоги, если их не деактивировали.

Один из самых популярных способов использования технологии RFID на сегодняшний день — отслеживание предметов и палет в пределах производственных и торговых площадей. Так, например, метка может быть помещена на каждую палету, отправляемую производителем розничному торговцу. Это облегчает учет запасов, находящихся в том или ином распределительном центре или магазине. В итоге практически каждый товар в магазине будет снабжен RFID-меткой или подобным чипом. Теперь, когда мы поняли, что собой представляют RFID-данные, рассмотрим, как их использование может улучшить современный бизнес.

Использование данных радиочастотной идентификации

RFID-данные могут сигнализировать, когда на полках розничного магазина заканчивается тот или иной товар. Если считывающее устройство постоянно опрашивает полки, чтобы определить оставшееся количество единиц товара, оно может уведомить о необходимости пополнить запасы. RFID-данные позволяют гораздо лучше отслеживать наличие товаров на полках, поскольку существует большая разница между наличием товара на складе и на полке. Может быть так, что на полке товар отсутствует, в то время как на складе находится пять упаковок.

В данном случае любой из традиционных способов анализа запасов покажет, что запасов достаточно и беспокоиться не о чем. Когда показатели продаж начинают падать, люди удивляются, почему это происходит. Если на товарах есть RFID-метка, легко установить, что на складе находятся пять единиц товара, а на полке — ни одной. Товар просто перемещается со склада на полку. Сегодня существуют определенные проблемы с точки зрения стоимости и технологии, однако для их решения предпринимаются определенные действия.

RFID-данные могут использоваться и для оценки эффективности использования рекламных стендов. Во время проведения специальных рекламных акций товар бывает представлен в нескольких местах по всему магазину. Традиционные данные, полученные из точки продажи, покажут только то, что рекламируемый товар продан. Невозможно узнать, с какого стенда он был взят. С помощью RFID-меток можно определить, какие товары были взяты с того или иного стенда. Это позволяет оценить влияние месторасположения на эффективность рекламного стенда.

Ценность RFID-данных возрастает при их комбинировании с другими данными. Если компания занимается сбором данных о температуре в распределительном центре, то товары, которые находились там во время отключения электроэнергии или другого чрезвычайного события, можно проверить на предмет порчи. Например, во время отключения электроэнергии, продолжавшегося в течение 90 минут, температура в определенной части склада сохранялась на отметке 32 °С. Благодаря технологии RFID можно точно установить, какие именно па-леты находились в этой части распределительного центра в то время, и принять соответствующие меры. Затем данные склада сопоставляются с данными о доставке. В случае вероятного повреждения товаров можно отозвать их или предупредить розничных торговцев, чтобы они проверили полученные товары.

Существуют и оперативные способы применения RFID-данных. Сотрудники распределительных центров не всегда аккуратно обращаются с товарами, и это часто приводит к их порче. Возможно, это касается конкретной бригады или даже конкретных сотрудников. Отдел по работе с персоналом сообщит о том, кто работает в тот или иной момент. Объединив эти данные с RFID-данными, которые показывают, когда товар был перемещен, можно определить тех сотрудников, чья работа сопровождается необычно частыми случаями поломки, усадки и воровства. Сочетание данных позволяет предпринимать более эффективные действия.

Ценность — в объединении данных

Ценность RFID-данных, как и многих других источников больших данных, заключается не только в том, что RFID-данные могут сообщить сами по себе. Ценность заключается в той информации, которую эти данные могут предоставить в сочетании с другими данными. Нелишним будет еще раз подчеркнуть, что большие данные должны быть интегрированы в те же процессы, что и другие данные. Не следует работать с большими данными отдельно от всего остального.

В будущем появится возможность использовать RFID-данные для отслеживания процесса покупки в физическом магазине так же, как это делается в интернет-магазинах. Если считывающие устройства будут находиться в тележках, можно определить, какие товары и в каком порядке потребители помещают в свои тележки. Даже если на отдельных товарах отсутствует метка, нетрудно установить путь перемещения корзины. При таком способе применения RFID-данных в физическом магазине становится возможным использование многих преимуществ, которые предоставляют веб-данные, о чем шла речь в главе 2. Эти последние два примера снова затрагивают проблемы конфиденциальности. Возможно, потребители не захотят, чтобы их процесс покупки отслеживался. В этом случае можно наладить «анонимное» отслеживание процессов покупки, при котором личность потребителя, генерирующего данные, нельзя установить.

Последний способ применения технологии RFID касается того, как можно уменьшить количество случаев мошенничества, связанных с возвратом украденных вещей. Если товар имеет RFID-метку, то благодаря уникальному идентификатору метки магазин определит, что возвращаемый товар входил в украденную партию, и примет соответствующие меры. Со временем RFID-метка может стать частью чека и ее будут запрашивать при возврате товара. Магазину будет известно не только то, что вы купили определенный товар, но и какая конкретно RFID-метка на нем находилась. Когда вы придете в пункт возврата товара, вам предстоит вернуть конкретный товар с конкретной меткой. Вы не сможете взять другой такой же товар с полки и обманным путем вернуть его вместе со своим чеком. Подобный способ использования технологии RFID затруднит попытки совершения мошеннических действий.

В ближайшие годы технология RFID окажет огромное влияние на производство и розничную торговлю. Она завоевывала популярность медленнее, чем многие ожидали. Однако по мере снижения стоимости и улучшения качества меток и считывающих устройств эта технология получит более широкое распространение.