Источники больших данных

Источники больших данных

Содержание материала

Коммунальные предприятия: значение данных, генерируемых интеллектуальными сетями

Интеллектуальные сети представляют собой новое поколение электроэнергетической инфраструктуры. Интеллектуальная сеть гораздо более совершенна и надежна, чем традиционные линии электропередач. Она предполагает наличие сложных систем мониторинга, связи и генерации энергии, которые обеспечивают более надежное обслуживание и восстановление после отключения питания или возникновения других проблем. Различные датчики и мониторы отслеживают множество показателей работы самой энергосистемы и электроэнергии, подающейся через нее.

Одно из нововведений — так называемый интеллектуальный счетчик, который сменил традиционные электрические счетчики. По виду интеллектуальный счетчик мало чем отличается от привычных, однако он гораздо более функционален. Прежде каждые несколько недель или месяцев необходимо было посещать то или иное помещение и фиксировать показатели потребления электроэнергии. Интеллектуальный счетчик автоматически собирает данные, как правило, каждые 15 минут или каждый час. Это позволяет более точно оценивать энергопотребление каждой семьи или предприятия, а также целого района или даже всей сети.

Хотя разговор будет сосредоточен на интеллектуальных счетчиках, следует упомянуть о датчиках, расположенных по всей интеллектуальной сети. Объем данных, которые коммунальные предприятия получают от датчиков, установленных по всей интеллектуальной сети, значительно превышает объем данных, получаемых от интеллектуальных счетчиков. Синхрофазоры, которые снимают 60 показаний о работе энергетической системы в секунду, а также домашние сети, фиксирующие работу каждого устройства, — лишь два примера. Средний потребитель и не догадывается о существовании таких датчиков, однако для предприятий коммунального обслуживания они возымеют решающее значение. Эти датчики смогут собирать полный спектр данных о состоянии всей энергосистемы. Объем этих данных будет огромным.

Интеллектуальные сети уже применяются в некоторых странах Европы и Америки. Со временем практически каждую электрическую сеть в мире заменит интеллектуальная. Объем данных о потреблении электроэнергии, которые в результате станут доступными для коммунальных предприятий, вырастет в геометрической прогрессии. Как можно использовать такие данные? Давайте разберемся.

Использование данных интеллектуальных сетей

С точки зрения управления питанием данные от интеллектуальных счетчиков помогут лучше понять уровень потребностей клиентов, а также предоставить некоторые преимущества потребителям. Любой домовладелец сможет, например, проверить, какую мощность потребляют различные приборы, включив их по очереди, а затем изучив статистику потребления электроэнергии, предоставляемую интеллектуальным счетчиком.

Предприятия коммунального обслуживания по всему миру уже активно переходят на использование моделей ценообразования, учитывающих время суток или уровень спроса, а распространение интеллектуальных сетей ускорит этот процесс. Одна из основных задач коммунальных предприятий заключается в использовании новых программ ценообразования с целью повлиять на поведение клиентов и сократить потребление в часы максимальной нагрузки. Именно эти периоды пиковой нагрузки заставляют предприятия наращивать генерируемые мощности, что требует существенных затрат и оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Если стоимость электроэнергии будет меняться в зависимости от времени суток и измеряться счетчиком, то у потребителей появится стимул изменить свое поведение. Снижение нагрузки и поддержание более стабильного уровня потребления приведут к уменьшению необходимости в расширении инфраструктуры и снижению затрат.

Энергетическая компания сможет выявлять всевозможные дополнительные тенденции, анализируя данные, предоставляемые интеллектуальными счетчиками. Какие клиенты потребляют мощность в периоды относительного спада уровня потребления? Кто из клиентов имеет похожие энергетические потребности в течение дня или недели? Коммунальное предприятие получит возможность сегментировать клиентов, исходя из закономерностей потребления, и разрабатывать продукты и программы для каждого конкретного сегмента. Собранные данные позволят выявить необычные модели потребления, а они укажут, какие проблемы требуют коррекции.

По сути, энергетические компании смогут производить анализ клиентов, который уже давно делается во всех остальных отраслях. Представьте себе телефонную компанию, которой известна общая сумма по счету в конце месяца, но ничего не известно о сделанных вами звонках. Или розничный магазин, который знает только общую сумму ваших покупок — и никаких дополнительных сведений. Финансовое учреждение, которому известен баланс по вашему счету на конец месяца — и никаких деталей о движении средств в течение месяца. Коммунальные компании работали с подобными данными, которых было недостаточно для понимания поведения клиентов. Они располагали данными об общем потреблении за месяц, и даже этот показатель часто был предположительным, а не точным.

Большие данные могут кардинально изменить отрасль

В некоторых случаях большие данные в буквальном смысле трансформируют отрасль и позволят вывести аналитику на новый уровень. Данные интеллектуальных сетей в сфере коммунального обслуживания — это только один из примеров. Информация об использовании электроэнергии будет поступать не раз в месяц, а предоставляться с интервалом, измеряемым в секундах или минутах. Добавьте к этому наличие сложных датчиков по всей сети, и вы увидите совершенно другой мир с точки зрения данных. анализ этих данных приведет к инновациям в тарифных планах, управлении питанием, и не только.

Данные, полученные от интеллектуальных счетчиков, позволят применить целый ряд новых способов анализа, от чего выиграют все. Потребители получат возможность использовать индивидуальные тарифные планы, основанные на их индивидуальных закономерностях потребления, подобно тому как телематические данные позволяют использовать индивидуальные тарифы автострахования. Клиент, который потребляет электроэнергию во время периодов пиковой нагрузки, будет платить больше, чем другие. Это заставит всех нас изменить модели потребления, как только мы получим соответствующие стимулы: например, мы будем включать посудомоечную машину в конце дня, а не сразу после обеда.

Коммунальные предприятия смогут лучше прогнозировать спрос, поскольку будут более подробно определять его закономерности. Они будут знать, какие именно клиенты потребляют мощность в тот или иной момент. Поставщик коммунальных услуг найдет способы влияния на поведение клиентов, чтобы выровнять уровень спроса и снизить частоту возникновения периодов пиковой нагрузки. Все это уменьшит необходимость в наращивании дорогостоящих генерирующих мощностей.

Благодаря интеллектуальным счетчикам каждое домохозяйство или предприятие получит возможность более эффективно отслеживать свое энергопотребление и принимать соответствующие меры. Это позволит не только более рационально использовать энергию и беречь окружающую среду, но и экономить деньги. В конце концов, если вы будете в состоянии определить, что потратили больше, чем собирались, то сможете скорректировать свое дальнейшее поведение. Наличие одного только итогового счета в конце месяца не позволит выявить такие возможности. Данные интеллектуального счетчика облегчают решение задачи.