Механизм управления процессами социализации бизнеса в регионах - Рыночный механизм

Механизм управления процессами социализации бизнеса
Механизм управления процессами социализации бизнеса в регионах - Рыночный механизм

Рыночный механизм

Обратимся к механизму функционирования рыночной экономики. Общие механизмы управления функционированием ее субъектов - рынок, конкуренция, цена. Наиболее абстрактная характеристика, именно поэтому определяющая сущность механизма - рынок. Он определяет объемы и структуру производства, уровень общественно-необходимых затрат труда и средств производства, прибыли, заработной платы.

В основе рыночных отношений лежит обмен. У А. Смита: «Различные их (людей. А.С.) продукты, благодаря склонности к торгу и обмену, собираются как бы в одну общую массу, из которой каждый человек может купить себе любое количество произведений других людей, в которых он нуждается» (91).

Иначе говоря, меновые отношения составляют сущность рыночного механизма - механизма рыночной экономики в целом и механизма управления экономическими субъектами. Отсюда - все категории рыночного механизма производны от меновых отношений.

В связи с этим проблему представляет определение формы этих отношений. Большинство авторов указывает на конкуренцию, как основной механизм рынка. Однако, конкуренция осуществляется не сама по себе, в ее основе - стремление к доминированию в сфере создания, распределения и потребления созданной в обществе стоимости, определяющей, «какое количество необходимых предметов можно получить из их общей массы». Конкуренция при любых методах и инструментах ее использования, направлена на максимизацию стоимости, принадлежащей в итоге экономическому субъекту. Если отвлечься от глубинных основ стоимости (затрат общественно необходимого труда), то отношения строятся вокруг различного рода цен - цены спроса, цены предложения, цены равновесия и т.д.

Это позволяет утверждать, что форма рыночного механизма двояка: в институциональном смысле она представлена конкуренцией, в организационно-экономическом смысле - ценой. Эта форма в целом едина и определяет содержание рыночного механизма, отражая, как и любая иная форма, некоторую сущность. Определенность сущности, заключенной в отрицающей ее форме, подчеркивал Г. Г егель: «Сущность возвращается в себя как отрицающая; таким образом, возвращаясь в себя, она сообщает себе определенность, которая именно поэтому есть тождественное с собой отрицательное, снятая положенность, и тем самым также и нечто сущее как тождество сущности с собой в качестве основания» (92).

Соответственно, инструменты рыночного механизма производны от формы. В экономическом смысле они представлены ценами или их компонентами - себестоимостью, скидками, надбавками и др., действие которых обеспечивает функционирование системы, построенной на поддержании конкуренции, как институциональной основе рыночного механизма.

Сказанное не означает, что рыночные инструменты представлены только ценами, к ним следует отнести и те, которые косвенным образом оказывают влияние на цены и вытекают из них. В первую очередь к ним следует отнести бюджетные, финансовые, кредитные инструменты, независимо от того, кто является субъектом управления: индивид, бизнес-структура, государство. Все они включены в систему рыночных отношений, если последние являются доминирующими.

Применительно к социализации бизнеса в регионе, можно говорить о трех аспектах механизма управления данным процессом с учетом действия рыночного механизма:

  • состоянии социализации бизнеса в регионе и целесообразных направлениях ее развития;
  • инструментах, которые могут использовать субъекты механизма управления, воздействуя на рыночный механизм;
  • целях механизма управления социализацией бизнеса.

Цель занимает особое место занимает в системе рыночного механизма. Каждый из указанных выше субъектов в различной степени охвачен рыночными отношениями, имеет разные цели, располагает собственными формами и производными от них инструментами управления, отражающими сущность отношений. Единого субъекта рыночного механизма управления нет. В связи с этим нет и цели как таковой, если отвлечься от трансцендентальной, в Кантовском понимании (93), картины мира. В отсутствие цели как таковой социализация бизнеса не может быть выделена как частная цель рыночного механизма. Рыночный механизм управления не персонифицирован.

В связи с этим форму рыночного механизма управления следует представить как институционально-организационный диполь: конкуренция-цена.

Соответственно, цель задается рыночному механизму извне - субъектами механизма. Поэтому цель включается не в рыночный механизмом, а во взаимодействующие механизмы, органически присущие основным участникам экономических отношений в регионах - органам власти и управления и хозяйствующим субъектам (прежде всего - бизнес-структурам). При этом следует отметить, что трансформация рыночных отношений на региональном уровне практически невозможна. Органы власти и управления регионального и местного уровня не располагают в условиях развитых рыночных отношений достаточным формальным и неформальным влиянием на рыночные процессы. Тем более это касается бизнес-структур. Однако, и те и другие могут действовать, исходя из более или полной информации о состоянии экономической и институциональной среды, что и обусловливает необходимость применения форм и инструментов, направленных на получение необходимого и достаточного объема информации для эффективного управления процессами социализации бизнеса. В составе этой информации, прежде всего - оценка параметров социализации бизнеса в регионе в сравнении с другими административнотерриториальными страны, позволяющая выявить общее и специфическое в развитии указанного процесса, его сильные и слабые стороны, состояние экономических и институциональных факторов мезоэкономической среды.