Механизм управления процессами социализации бизнеса в регионах

Механизм управления процессами социализации бизнеса в регионах

Содержание материала

Организационная компонента

Организационная компонента формы вытекает из характера взаимоотношений государства с иными экономическими субъектами. В этой связи представляется оправданной точка зрения представителей ордолиберальной школы. В частности, В. Ойкен сформулировал идею экономического порядка как предмета деятельности государства (101).

В соответствии с концепцией В. Ойкена и его последователей, большинство хозяйственных порядков складывается постепенно, в ходе исторического процесса. Но часть из них создается согласно заранее выработанным масштабам, всеохватывающим планам. Отметим мнение указанного автора, что современный индустриальный мир не может создать пригодный хозяйственный порядок (выше мы писали, что рыночный механизм сам по себе не имеет цели). Он требует определенных принципов и четко выраженной хозяйственной конституции. По В. Ойкену, аграрная, торговая, кредитная политика, система финансов и налогообложения, являются производными от хозяйственного порядка, и призваны обеспечить соответствующие ему правила поведения экономических субъектов. Вышеуказанный автор отмечал, что эти проблемы чрезвычайно сложны, и решить их можно только на уровне макроэкономики, в которой каждый инструмент управления направлен на реализацию общей концепции порядка в рамках национальной экономики (102).

Полагаем, что общие положения хозяйственного порядка, действительно, формируются на уровне макроэкономики. Но в крупных, дифференцированных по технико-технологическим, социально-экономическим и институциональным характеристикам государствах часть полномочий по установлению хозяйственного порядка неизбежно должна передаваться на более низкие уровни, в случае с Россией - на уровни регионов. Кроме того, в реализации полномочий по формированию хозяйственного порядка участвуют и органы местного самоуправления.

В. Ойкен полагал, что с хозяйственным порядком тесно связан правовой, формирующийся естественным путем или посредством сознательного законотворчества. Мы считаем, что в данном случае нельзя противопоставлять естественный ход событий и сознательное проектирование правовых и экономических отношений. Правовые отношения не тождественны хозяйственным, но их установление существенно влияет на хозяйственные порядки. В свою очередь, последние воздействуют на формирование правовых.

Мы полагаем, что нормативно-правовой порядок возникает для изменения институциональной основы функционирования социально - экономических систем - перехода от неоформленных отношений (предполагающих значительную долю субъективизма) к достаточно определенным, объективизированным. Последние закрепляют в нормативно-правовых документах уже известные фактические отношения, образующие определенный экономический порядок, если он устраивает различные социальные группы. В этом реализуется активная роль периферийных элементов механизма управления - они не только подчиняются управленческим воздействиям центра (государства в широком смысле слова), но и предлагают ему правила экономического поведения, фактические освоенные обществом. В свою очередь, элементы нормативно-правового порядка вырабатываются государством на основе отношений между субъектами хозяйственного процесса в рамках утвердившегося порядка. Взаимосвязи между хозяйственным и нормативно-правовым порядком меняются в ходе исторического развития и, надо полагать, образуют некоторую «институциональную спираль», ограничивающую вариативность поведения экономических субъектов.

Указанное ограничение в институциональном смысле обеспечивается формированием условий для всех экономических субъектов.

Учитывая современные реалии, необходимо отметить неизбежность установления хозяйственного порядка на основе механизма планирования. Поэтому организационной компонентой формы механизма государственного управления является план.