Механизм управления процессами социализации бизнеса в регионах

Механизм управления процессами социализации бизнеса в регионах

Содержание материала

Выводы

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Механизм управления социально-экономическими процессами в структурном плане инвариантен. Структура данного механизма в наиболее общем виде включает в себя: два корпускулярных элемента - субъекта и объект; цель; систему иерархически упорядоченных связей: формы - методы - инструменты.

Инвариантный в структурном плане механизм в содержательном аспекте имеет функциональные и территориальные ограничения.

Исходя из сущности субъектов механизма управления в его состав входит совокупность связей различного содержания: рыночные, государственное управление, менеджмент бизнес-структур.

Сущность рыночного механизма составляют меновые отношения между экономическими субъектами, и все категории рыночного механизма произ- водны от них. Форма рыночного механизма, выражающая его сущность, двояка: в институциональном смысле она представлена конкуренцией, в организационно-экономическом - ценой. Инструменты рыночного механизма производны от формы. В экономическом смысле они представлены ценами или их компонентами - себестоимостью, скидками, надбавками и др., действие которых обеспечивает функционирование системы, построенной на поддержание конкуренции, как институциональной основе рыночного механизма. В связи с этим форму рыночного механизма управления следует представить как институционально-организационный диполь: конкуренция-цена.

С точки зрения управления социализацией бизнеса функциональные ограничения представлены вектором влияния рынка на участников социально - экономических процессов. В условиях отсутствия цели конкуренция и цена влияют на состав и степень развитости социальных функций бизнеса стохастически. Определенный вектор не формируется.

Территориальные ограничения связаны с уровнем развития экономики, формальных и неформальных институтов, влияющих на социализацию бизнеса в конкретном регионе.

Сущность механизма государственного управления - формирование среды, обеспечивающей условия функционирования экономических субъектов различной институциональной природы.

Соответственно, целевая компонента формы механизма государственного управления - установление правил поведения экономических субъектов.

Применительно к управлению социализацией бизнеса цель механизма - выбор перспективных параметров социально-экономических систем, соответствующих их состоянию и позитивным трендам развития.

Институциональная компонента формы данного механизма - власть как способ реализации цели.

Организационная компонента формы вытекает из характера взаимоотношений государства с иными экономическими субъектами. Действия государства, обеспечивающие формирование условий для функционирования экономических субъектов, представляют собой систему порядка, имеющую априорный характер и обеспечиваемую созданием и реализацией планов социально-экономического развития. Следовательно, организационной формой государственного управления является план. В настоящее время такой формой является стратегический план.

Таким образом, форма механизма государственного управления тройственна: целевая компонента - создание условий для функционирования экономических субъектов; институциональная компонента - власть; организационно-экономическая компонента - план (в современных условиях - стратегический план).

Целевые ограничения действия механизма государственного управления социализацией бизнеса определяются составом и значениями параметров социально-экономической системы среды, характеризующих позитивные тренды ее развития.

Институциональные ограничения определяются объемом властных полномочий региональных органов власти и управления.

Территориальные ограничения представлены локализацией бизнес- структур.

Форма механизма управления, применяемого бизнес-структурами тройственна: по целевому признаку - адаптация к требованиям внешней среды при сохранении образца и его необходимой и достаточной трансформации. Это обеспечивает воспроизводство бизнес-структуры в подвижном состоянии, поддерживает готовность сохраниться, изменяясь в соответствии с требованиями внешней и внутренней среды.

По институциональному признаку форма указанного механизма управления - расширение институциональных характеристик бизнеса в соответствии с прогрессивными мировыми трендами его развития.

Организационно-экономическая компонента формы механизма - ролевое взаимодействие участников бизнес-процессов.

Ограничения данного механизма:

  • по целевому признаку отсутствует;
  • по институциональному признаку ограничением является имплантация имманентных бизнесу функций в систему поведения институционально отличных от него субъектов;
  • по организационно-экономическому признаку ограничение - состав ролей субъектов, взаимодействующих с бизнесом.

Территориальные ограничения - пространственная локализация бизнеса, не всегда совпадающая с географическими границами регионов.