Качества хороших аналитиков

Содержание материала

Творческий подход

Большинство людей вряд ли связывают творчество с профессиональной аналитикой. Считается, что аналитики используют определенные заранее статистические формулы. Аналитик работает по книге, и в этом нет никакого творчества. Так ли это?

Не совсем. Суть в том, что каждая бизнес-задача уникальна и имеющиеся данные для решения каждой проблемы часто сложны и неполны. Профессионалу в области аналитики необходимо определить, как можно использовать эти данные для решения конкретной задачи. Это требует творческого подхода. Не существует книги или набора правил, который позволял бы принимать правильные решения.

Каждый раз, проводя анализ, специалист сталкивается с непредвиденными трудностями. Иногда они незначительны, а порой существенны. Бывает, перед аналитиками возникают очень сложные задачи.

Для того чтобы найти новые решения, и требуется творчество. Проблема может быть связана с данными или с одним из аспектов бизнеса, который не был до конца понят раньше. Творческий подход помогает преодолеть эти барьеры и получить нужный конечный результат.

Да, творчество — не самая распространенная среди аналитиков черта, однако не стоит недооценивать ее значение. Творчество — важный фильтр. Поговорите с десятком человек, и вам повезет, если хоть некоторые из них проявят признаки творчества. Некоторые организации для оценки творческого потенциала используют личностные тесты или предлагают кандидатам решить, казалось бы, случайно выбранные задачи. Я часто оцениваю творческий потенциал, задавая вопрос о том, как кандидатам удавалось справляться с возникавшими сложностями. Творческий специалист сможет рассказать вам хорошую историю. Аналитик, не обладающий творческим потенциалом, просто перечислит список предпринятых шагов, с помощью которых он пытался решить эту проблему.

Чистые данные существуют только в учебниках

Уместно ли обсуждение темы чистых данных в разделе, посвященном значению творческого подхода для хорошего профессионального аналитика? Да, поскольку аналитикам часто приходится проявлять творчество при обработке данных. Дело в том, что данные никогда не бывают такими чистыми, какими должны быть. В них всегда есть пробелы, несоответствия и просто ошибки. Они также почти всегда противоречат некоторым предположениям, сделанным в процессе разработки плана анализа.

В ходе обучения используются точные, чистые и полные данные. Если есть не укладывающиеся в общую картину точки данных, можно определить причину этого и произвести необходимую коррекцию. Все учащиеся наивно полагают, что примеры в учебнике отражают то, с чем им предстоит столкнуться в мире бизнеса. В бизнесе все происходит иначе. Данные никогда не бывают столь же замечательными, как в школе. Обозначения пола могут содержать что-то вроде H в дополнение к ожидаемым M, F и U (unknown, если пол не указан). У клиента продуктового магазина может быть указана покупка на сумму $10 000 000. Может быть продан продукт с несуществующим товарным кодом.

Такие ситуации порождают серьезные проблемы: что делать, если вы видите несоответствие в данных? Следует ли проигнорировать клиента с нереальным объемом покупки? Нужно ли заменить обозначение H на U? Можно ли определить правильный код продукта? Определение наиболее эффективного способа использования доступных данных — один из самых трудных этапов любого аналитического процесса, который может потребовать применения творческого подхода. Когда специалист понимает, что данные недостаточно полны, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, приходится проявить творческий подход, чтобы найти наиболее эффективный способ использования доступной информации. Например, игнорировать или скорректировать некоторые данные. Бывает необходимо добиться некоторых немедленных результатов, а затем сосредоточиться на дальнейшем улучшении.