Качества хороших аналитиков

Содержание материала

Деловая смекалка

Хорошие профессионалы в области аналитики должны разбираться в бизнес-модели, в рамках которой они работают, а также в том, как аналитика может помочь решить соответствующие бизнес-задачи. Хорошие аналитики умеют сосредоточиться на том, какие показатели и результаты важны с точки зрения бизнеса, а какие — с технической точки зрения. Они готовы потратить время и приложить усилия для достижения этой степени понимания. Независимо от уровня врожденной деловой смекалки человеку требуется проявить интерес и внимание, чтобы развить ее. Если у человека нет интереса и желания разобраться в вашем бизнесе, то он не сможет стать для вас хорошим специалистом. Обратите внимание на то, что деловая смекалка и отраслевой опыт — не одно и то же. Отраслевой опыт — это накопленные знания. Деловая смекалка предполагает наличие иных навыков. Человек с хорошей деловой смекалкой может с легкостью разобраться в любой новой отрасли. Хорошие специалисты вроде Марка, о котором я рассказал, могут применить смекалку к разнообразным ситуациям и задачам. Проводя собеседование, старайтесь выяснить у кандидатов, почему они приняли то или иное решение в процессе работы над предыдущими проектами. Если у них хорошо развита деловая смекалка, то наряду с техническими доводами они приведут и практические соображения, относящиеся к бизнесу. Кроме того, они прокомментируют, почему при решении конкретной бизнес-задачи определенные проблемы были в большей или меньшей степени актуальны. Профессиональный аналитик, не обладающий деловой смекалкой, сосредоточится в первую очередь на технических аспектах.

Странный гибрид

Выдающиеся профессионалы в области аналитики представляют собой странный гибрид. то они должны сосредоточиться на технической стороне вопроса, как настоящие Ит-специалисты, то им приходится проявить деловую смекалку, какой обладают настоящие бизнесмены. Эти черты сочетать довольно трудно. Вот почему трудно найти действительно выдающихся аналитиков.

Подходящий уровень детализации

Один из аспектов деловой смекалки — умение связать результаты анализа с уровнем детализации принимаемого решения. Что это значит? Допустим, специалист в области бизнеса поручает аналитику улучшить маркетинговую кампанию. Если он сумеет создать такую модель, эффективность которой на 2% превысит эффективность используемой в настоящее время, то ей будет отдано предпочтение. В этом случае перед аналитиком была поставлена определенная цель: удостовериться, что текущие результаты можно улучшить по крайней мере на 2%.

Представляя результаты, заявит ли он, что уровень эффективности модели превысил базовый уровень на 5,32526%? Надеюсь, что нет. Это особенно важно, если погрешность составляет плюс-минус 2%. Кого волнует, что точечная оценка равна 5,32526%, когда погрешность составляет плюс-минус 2%? Указание тысячных долей процента только отвлекает внимание. Самое главное — донести, что результаты могут быть улучшены на 5% плюс-минус 2%. В худшем случае результат может быть улучшен чуть больше, чем на 3%, так что эта модель будет явным победителем, учитывая изначальный ориентир в 2%. Это все, что нужно знать бизнесменам. Хороший аналитик не будет загружать бизнес-группу подробностями сверх того, что им необходимо и ценно. Деловая смекалка поможет ему определить, что и как следует преподнести.

Другой пример связан с прогнозированием спроса. Несколько лет назад один из поставщиков доказал, что его прогнозы были гораздо более точными, чем у конкурентов. Он показал, что в среднем организации необходимо иметь в наличии только три дополнительные единицы товара, а не четыре, как рекомендовали его конкуренты. Спонсоры проекта были довольны, но задали вопрос, который несколько остудил энтузиазм. Они отметили, что объем заказа должен быть кратным шести единицам! Учитывая этот факт, как они могли эффективно использовать любой из прогнозов? Когда уровень детализации действия составляет шесть единиц, все, что указывает на бóльшую степень детализации действия, бесполезно. Специалист, обладающий хорошей деловой смекалкой и умеющий правильно формулировать проблему, сможет заранее определять такие ограничения и вносить соответствующие корректировки.