«Разработка идей»* — творческий пик инновационной экспедиции. Поиск возможностей для инноваций, выявление барьеров в пользовательском сценарии, привлечение людей извне и продуктивный творческий процесс — вот его составляющие.
Все это — в течение двухдневного брейншторминга и воркшопа по усовершенствованию концепции. «Разработка идей» займет всего две недели.
Мероприятие 9: брейншторминг
В процессе брейншторминга команда начинает быстро генерировать идеи. Этот интенсивный двухдневный творческий процесс проходит девять ступеней.
День первый
После разминки команда начинает бурно генерировать идеи: наконец-то после шести недель подготовки участники могут сложить свои идеи в стихийно возникшую «копилку». Следующая ступень — расширение круга идей: при помощи различных методик члены команды учатся мыслить вне привычных рамок.
В результате на свет появляются множество оригинальных идей, в среднем от 500 до 750. Затем участники сужают их круг, ограничивая число концепций несколькими десятками (в среднем от 30 до 40). Из числа оставшихся выбирают двенадцать наиболее перспективных направлений, которые превращают в карты идей.
День второй
Члены команды разбиваются на небольшие группы, в которых продолжают анализировать карты идей, формулируя на их основе конкретные бизнес-концепции. К концу трех заседаний, длящихся по одному часу, двенадцать концепций готовы.
Участники каждой мини-группы готовят короткие презентации и представляют свои концепции остальным членам команды, которые задают им вопросы и делают замечания.
Затем каждый член команды дает концепциям индивидуальную оценку, основанную на критериях, заданных в инновационном задании. На завершающей стадии команда обсуждает каждую из новых концепций, начиная с самых заманчивых. Именно в этот момент участники дискуссии вдруг понимают, что поймали удачу за хвост.
---
* На сайте forth вы можете скачать четыре чек-листа для этапа «разработка идей». www. forth-innovation. com/ forth-steps/ raise-ideas.
Мероприятие 10: первый воркшоп по совершенствованию концепции
В результате брейншторминга концепции получили оценку, были отмечены их достоинства и найдены узкие места, которые нуждаются в доработке. Члены основной команды совершенствуют концепции на специальном воркшопе.
Результатом этапа «Разработка идей» становятся двенадцать новых концепций новаторских продуктов, услуг или бизнес-моделей.
Резюме этапа 3
Длительность |
Две недели |
Мероприятия |
9. Брейншторминг на тему нового продукта 10. Первый воркшоп по совершенствованию концепции |
Достижения |
1. 500-750 идей 2. От 30 до 40 концепций по различным направлениям 3. 12 концепций 4. 12 усовершенствованных концепций |
Результат |
12 новых, готовых киспытанию концепций новаторских продуктов |
Ключевые моменты |
1. Правильно подобранное место для брейншторминга, неформальная атмосфера 2. Внешние специалисты должны органично вписаться в группу 3. Не спешите составлять мнение во время генерирования идей 4. Новые идеи часто рождаются в первой половине дня 5. Идеи должны выходить за рамки привычного 6. Нужны точные характеристики направлений идей 7. Надо выбрать 12 лучших направлений 8. В группах, разрабатывающих концепции, необходимо создать позитивный настрой 9. Члены команды проявляют себя как авторы, развивая собственные концепции 10. Появляются первые отзывы о ранжировании концепций |
Риск |
1. Место для брейншторминга выбрано плохо 2. Члены основной команды опаздывают 3. Смартфоны мешают работе 4. Члены команды спешат составить свое мнение о новых идеях 5. Члены команды не способны мыслить вне привычных рамок 6. Идеи слишком разнонаправленные 7. Высшее руководство доминирует над остальными членами команды 8. После первого дня работы возникают сомнения в качестве возникших идей 9. Бесконечные дискуссии в группах по разработке концепций 10. Участники неверно представляют себе критерии оценки идей 11. Участники разочарованы, что их концепция получила низкую оценку |
Запускаем инновации. Иллюстрированный путеводитель по методике FORTH / Гийс ван Вульфен; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. Опубликовано с разрешения издательства.