Каждый из нас хоть раз участвовал в мозговом штурме, который с треском провалился. Причины провалов могут быть самыми разными. Например, кто-то из вице-президентов мог отвергать одну идею за другой — и в конце концов все замолчали.
Или участники команды могли приклеить на стену 250 листочков с идеями и не знать, что делать дальше. А может, в конце долгого рабочего дня все были способны только на переработку старых идей и ничего нового в голову не приходило. В любом случае не нужно отчаиваться. Помните, что идеальный брейншторминг существует точно так же, как и идеальный шторм*.
В какой момент все в один голос кричат: «Ух ты!»? Вопрос кажется простым, но ответить на него нелегко. Не думаю, что существует какой-то один главный фактор успеха. Скорее, результат зависит от правильного взаимодействия многих мелких факторов. Лучше всего мою мысль проиллюстрирует образ пазла: он состоит из множества кусочков, и если вы потеряете хотя бы один из них, то картинка утратит смысл.
За время инновационной практики я нашел двадцать пять таких кусочков, из которых и состоит идеальный брейншторминг:
Актуальность
- Сформулируйте актуальную тему.
- Вместе со спонсором сформулируйте конкретное и понятное задание для брейншторминга.
- Дайте импульс. Должно случиться что-то важное — прямо сейчас!
Разнообразный состав группы
- Приглашайте для мозгового штурма людей, для которых задание имеет личную значимость.
- Приглашайте людей, способных внести свой вклад.
- Включайте в процесс людей со стороны и тех, кто умеет мыслить нешаблонно.
- Включайте в состав команды равное количество мужчин и женщин, пожилых и молодых и т. д.
- Пригласите участвовать в заседании кого-то из высшего руководства компании (СЕО или вице- президента).
Правильно спланированный процесс
- Создайте атмосферу, в которой каждый участник будет чувствовать себя комфортно, как эмоционально, так и физически.
- Не позволяйте участникам пользоваться смартфонами.
- Ни в коем случае не проводите брейншторминг в своем офисе!
Разнообразный состав группы
- Выделите как минимум два дня на брейншторминг, посвященный новым и уже отобранным концепциям.
- На сужение круга идей отведите вдвое больше времени, чем на их поиск.
- Распланируйте и подготовьте эффективную комбинацию методов генерирования идей.
- Выслушивайте мнения участников команды об изменении процесса.
- Процесс должен быть приятным. Хорошее настроение дает хорошие результаты.
- Наложите ограничения по времени. Все должны знать о временных рамках и придерживаться их.
- Наймите иллюстратора-скрайбера, чтобы он наглядно представил результаты.
- Сохраняйте темп, иначе заседание будет затянутым и скучным.
Профессиональный фасилитатор
- Выберите из сотрудников компании эксперта-фасилитатора, который будет ненавязчиво контролировать процесс, оставаясь при этом в тени.
- Фасилитатор должен следить за балансом настроений в группе. Если группа слишком активна, он должен быть спокоен.
- Фасилитатору нельзя упускать из виду участников.
Конкретный результат
- Результат работы должен быть конкретным и понятным каждому.
- Создавая концепции вместе с коллегами, вы способствуете формированию внутренней поддержки проекта.
*Английское выражение perfect storm означает редкое стечение обстоятельств, которое приводит к катастрофе.
См. в Библиотеке: Запускаем инновации. Иллюстрированный путеводитель по методике FORTH / Гийс ван Вульфен.