Один из самых известных методов называется «Задача с зефиром». Команде выдается 20 длинных макаронин, ярд лески, ярд скотча и кусочек зефира.
За 18 минут участники должны построить из всего этого самую высокую и устойчивую структуру, поместив зефир на ее вершину.
Том Вуджек, знаменитый дизайнер и инноватор, проводил это упражнение для тысяч людей по всему миру — от маленьких детей до старших менеджеров. Том обнаружил, что простая игра показывает типичные ошибки, допускаемые каждой командой, которая сталкивается с творческим заданием, не имеющим однозначного решения. Всего через несколько минут становится ясно, что одни типы команд лучше подходят для разработки инновационных решений, чем другие.
Хуже всего с этой задачей справляются выпускники бизнес-школ.
«Они ссорятся, жульничают, делают что-то совершенно дурацкое», — говорит Вуджек. Они тратят столько времени на планирование и борьбу за лидерство, что результат оказывается провальным.
Том выяснил, что опытные исполнительные директора выполняют это задание довольно неплохо, но если добавить в команду администратора, результат более качественный.
«Кажется, навыки администратора очень важны в этом задании. Он отслеживает время, улучшает коммуникацию и стимулирует обмен идеями, а в итоге производительность команды существенно повышается»*.
Дети блестяще решают задачу с зефиром. Им нравится играть с материалами, пробовать разные подходы и экспериментировать до тех пор, пока не обнаружат самое интересное решение.
Игра — важный элемент работы успешной творческой команды. Если вам весело, вы лучше относитесь и к себе, и к тому, что делаете. А если вы чувствуете себя лучше, то и творческий потенциал увеличивается, и больше идей создаете.
Режиссер Брэд Бёрд, который поставил для компании Pixar мультфильмы «Суперсемейка» и «Рататуй», говорит: «Самая важная часть бюджета любого фильма, которую всегда забывают включить в бюджет, — это настроение сотрудников. Если ваши сотрудники не хотят работать, с каждого вложенного доллара вам вернется 25 центов. Если же у них отличное настроение, то на каждый доллар вам достанется еще три сверх. Компаниям стоит чаще обращать на это внимание»**.
---
* Tom Wujec, "Build a Tower, Build a Team," TED Talk, February 2010.
** Haygreeva Rao, Robert Sutton, and Allan P. Webb, "Innovation Lessons from Pixar: An Interview with Oscar-Winning Director Brad Bird," McKinsey Quarterly, April 2008.
См. в Библиотеке: Тина Силиг. Разрыв шаблона: как находить и воплощать прорывные идеи.