Правила

Каждый из нас хоть раз участвовал в мозговом штурме, который с треском провалился. Причины провалов могут быть самыми разными. Например, кто-то из вице-президентов мог отвергать одну идею за другой — ив конце концов все замолчали.

Или участники команды могли приклеить на стену 250 листочков с идеями и не знать, что делать дальше. А может, в конце долгого рабочего дня все были способны только на переработку старых идей и ничего нового в голову не приходило. В любом случае не нужно отчаиваться. Помните, что идеальный брейншторминг существует точно так же, как и идеальный шторм*.

В какой момент все в один голос кричат: «Ух ты!»? Вопрос кажется простым, но ответить на него нелегко. Не думаю, что существует какой-то один главный фактор успеха. Скорее, результат зависит от правильного взаимодействия многих мелких факторов. Лучше всего мою мысль проиллюстрирует образ пазла: он состоит из множества кусочков, и если вы потеряете хотя бы один из них, то картинка утратит смысл.

За время инновационной практики я нашел двадцать пять таких кусочков, из которых и состоит идеальный брейншторминг:

Актуальность

  1. Сформулируйте актуальную тему.
  2. Вместе со спонсором сформулируйте конкретное и понятное задание для брейншторминга.
  3. Дайте импульс. Должно случиться что-то важное — прямо сейчас!

Разнообразный состав группы

  1. Приглашайте для мозгового штурма людей, для которых задание имеет личную значимость.
  2. Приглашайте людей, способных внести свой вклад.
  3. Включайте в процесс людей со стороны и тех, кто умеет мыслить нешаблонно.
  4. Включайте в состав команды равное количество мужчин и женщин, пожилых и молодых и т. д.
  5. Пригласите участвовать в заседании кого-то из высшего руководства компании (СЕО или вице- президента).

Правильно спланированный процесс

  1. Создайте атмосферу, в которой каждый участник будет чувствовать себя комфортно, как эмоционально, так и физически.
  2. Не позволяйте участникам пользоваться смартфонами.
  3. Ни в коем случае не проводите брейншторминг в своем офисе!

Разнообразный состав группы

  1. Выделите как минимум два дня на брейншторминг, посвященный новым и уже отобранным концепциям.
  2. На сужение круга идей отведите вдвое больше времени, чем на их поиск.
  3. Распланируйте и подготовьте эффективную комбинацию методов генерирования идей.
  4. Выслушивайте мнения участников команды об изменении процесса.
  5. Процесс должен быть приятным. Хорошее настроение дает хорошие результаты.
  6. Наложите ограничения по времени. Все должны знать о временных рамках и придерживаться их.
  7. Наймите иллюстратора-скрайбера, чтобы он наглядно представил результаты.
  8. Сохраняйте темп, иначе заседание будет затянутым и скучным.

Профессиональный фасилитатор

  1. Выберите из сотрудников компании эксперта-фасилитатора, который будет ненавязчиво контролировать процесс, оставаясь при этом в тени.
  2. Фасилитатор должен следить за балансом настроений в группе. Если группа слишком активна, он должен быть спокоен.
  3. Фасилитатору нельзя упускать из виду участников.

Конкретный результат

  1. Результат работы должен быть конкретным и понятным каждому.
  2. Создавая концепции вместе с коллегами, вы способствуете формированию внутренней поддержки проекта.

*Английское выражение perfect storm означает редкое стечение обстоятельств, которое приводит к катастрофе.

Запускаем инновации. Иллюстрированный путеводитель по методике FORTH /
Гийс ван Вульфен; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Опубликовано с разрешения издательства.