Эван Макинтош, международный эксперт по обучению и технологиям, потратил много времени, чтобы изучить существующие типы пространства. Он выделяет семь таких типов — как в физическом, так и в виртуальном мире. Опираясь на исследования своего предшественника Мэтта Локке, Эван также описывает, как среда влияет на взаимодействие между людьми*.

Если вы хотите научиться создавать интерьеры, стимулирующие инновации, необходимо знать характерные особенности всех видов пространства.

«Личное пространство». Каждому из нас необходимо место, в котором в течение дня можно побыть одному. Если такие помещения не выделяются специально (например, в виде отдельного кабинета), мы создаем их самостоятельно. Например, некоторым важно найти тихий уголок, чтобы сделать телефонный звонок. Дети школьного возраста любят сидеть, обняв колени и пряча за ними телефон, с которого пишут сообщения друзьям.

«Групповое пространство». В нем одновременно могут работать несколько человек. Казалось бы, необходимость таких зон очевидна, однако множество классных комнат и офисов, наоборот, только мешают взаимодействию. Студенты сидят ровными рядами в аудиториях, офисные работники прячутся друг от друга за перегородками или сидят за столами, привинченными к полу. Групповые помещения очень важны для интенсивного взаимодействия. В наших квартирах роль таких помещений часто выполняют кухни, где за столом обсуждаются последние новости и интересные темы.

«Пространство для публикации» служит для того, чтобы давать аудитории новую информацию. Такие пространства существуют и в сети, и в реальной жизни. В виртуальном мире место для публикаций — сайты, на которых мы размещаем изображения и видео из мест, в которых побывали, или с событий, в которых поучаствовали. В реальном мире пространство для публикации — это, например, ваша гостиная, наполненная картинами, предметами искусства или сувенирами, которые что-то транслируют о вас. Еще хороший пример — дверца холодильника или пробковая доска на стене, покрытая записками, фотографиями и картинками. Дизайнеры офисных помещений зачастую пренебрегают этим типом пространства, и работникам приходится самим украшать свои рабочие места. Мелочи и сувениры служат напоминанием о радостных событиях и одновременно стимулируют владельца на дальнейшие свершения.

«Пространство для представления». В них вы можете поделиться идеями с другими или даже реализовать их. Такие помещения стимулируют воображениеи позволяют претворить идеи в жизнь. Не обязательно отводить для этой цели постоянную комнату,но в случае необходимости подобное место должно быть доступно. Любой уголок можно превратитьв пространство для представления — иногда достаточно просто убрать ненужную мебель.

«Пространство для участия». Эти помещения позволяют человеку лично участвовать в происходящем. Эван приводит пример: если превратить школьныйдвор в сад, а каждому ученику поручить растение, о котором он будет заботиться, то бывшее групповоепространство станет пространством для участия. Если постоянно отображать в открытом доступе количество электроэнергии, потребляемое каждым сотрудником вашей фирмы, очень скоро их поведениеизменится. Вместо того чтобы просто занимать местов помещении, они станут участвовать в его жизни.

«Пространство для хранения информации» — библиотека или база данных, где мы «запасаем» информацию. Такое помещение не обязательно должно располагаться в общественном месте, но доступ к нему (физический или виртуальный) должен быть простым. Чем больше информации появляется в интернете,тем важнее понять, как этот тип пространства влияет на нашу работу. В прошлом для того, чтобы найти необходимые материалы, люди проводили долгиечасы за библиотечными справочниками. Сегодня мы проводим в сети большую часть своего дня, так как именно там находится вся нужная нам информация.

«Пространство для наблюдения» позволяет пассивно наблюдать за всем вокруг. Иногда мы не хотим участвовать в происходящем, предпочитая смотреть и слушать. Наблюдения дают важную информацию о процессах, происходящих в нашей среде, — в результате мы чувствуем более прочную связь с ней.

*Ewan McIntosh, "Clicks & Bricks: When Digital, Learning, and Physical Space Meet," October 3, 2010, edu.blogs.com.

Тина Силиг. Разрыв шаблона: как находить и воплощать прорывные идеи.