В какой-то момент все мы чувствовали себя отвергнутыми. Будучи детьми, мы болезненно воспринимали моменты, когда нас игнорировали родители, дразнили или запугивали одноклассники или ровесники отказывались играть с нами.
Будучи взрослыми, мы чувствовали гнев, когда босс не приглашал участвовать в важном совещании, или коллеги не предлагали посидеть где-то вместе после работы, или когда окружающие пренебрегали нашими идеями.
Другие люди или сообщества могли лишать нас возможностей, прав и привилегий или презрительно относиться к нам из-за цвета кожи, внешности, пола, сексуальной ориентации, национальности, этнической принадлежности, религии или по множеству иных причин. Чувство отчужденности оставляет глубокие раны, лежит в основе подавляющего большинства конфликтов, свидетелем которых я становился, и часто приводит к насилию.
Израильтяне и палестинцы, ирландские протестанты и католики, сербы и хорваты — я слушал подробные истории, начавшиеся десятки лет или даже столетий назад, об их чувствах дискриминации и унижения. Я наблюдал, как рушатся бизнес-отношения из-за мнимых обид вроде исключения партнера из важной корпоративной встречи. И, конечно же, семейные распри подпитываются гневом из-за того, что к одному члену семьи относятся лучше, чем к другому. Почему отец выбрал младшего сына для управления семейной компанией, а не старшего или сестру, а не брата?
Единственным известным мне средством для лечения ран неприятия и отторжения является бальзам признания, или, другими словами, включение.
Не имеет значения, в какой сфере протекает конфликт, решить его можно, только изменив наше отношение и расширив круг уважения, охватив тех, кого поначалу мы и не думали включать.
Во время написания этой главы я частенько расхаживал по территории большого завода, на котором возник конфликт между руководством и работниками. Я расспрашивал последних об их отношении к новому владельцу — компании Barry-Wehmiller. Я поинтересовался у одного рабочего, обслуживающего большой грохочущий станок, почувствовал ли он какую-нибудь разницу с момента смены собственника. «А то, — ответил он. — Они слушают нас».
Это и была суть изменений. Предыдущее руководство относилось к сотрудникам как к платным автоматам и не допускало их к принятию ключевых решений. Новые владельцы прилагали последовательные усилия, чтобы относиться к ним как к людям, обладающим достоинством и талантом и имеющим огромное значение для компании.
Новое отношение было не пустыми разговорами, оно подкреплялось действиями. В разгар финансового кризиса 2008 года рабочие ожидали увольнений, происходивших на других заводах, тем более предыдущие собственники не раз пользовались таким методом. Но генеральный директор Роберт Чепмен, чтобы никого не увольнять, предложил каждому сотруднику вне зависимости от должности взять шестинедельный неоплачиваемый отпуск.
Это — наглядный пример принципа включения и признания важности всех членов коллектива и их семей. После финансового кризиса многие заводы закрылись, не выдержав глобальной конкуренции и конфликтов между рабочими и руководством. Но в данном случае бизнес не умер: уважительное отношение вдохновило людей проявлять себя налучшим образом.
Мало кому из политических лидеров удалось развить способность к уважению больше, чем Аврааму Линкольну. Человек широкой души, он управлял Соединенными Штатами в самое темное и трагическое время Гражданской войны. Линкольн публично заявлял о необходимости перевязать раны нации и относиться к жителям поверженного Юга с великодушием.
Однажды, когда в Белом доме Линкольн сочувственно говорил о бедственном положении Юга, патриотка-янки раскритиковала его.
- «Мистер президент, — сказала она с осуждением, — как вы смеете столь дружелюбно говорить о наших врагах, вместо того чтобы думать о путях их уничтожения?» Линкольн мгновение помолчал:
- «Мадам, — произнес он, — разве я не уничтожу своих врагов, превратив их в друзей?»
Давайте оглянемся и спросим себя, есть ли у нас враги, с которыми мы «покончим», если сделаем их союзниками?
См. в Библиотеке: Договорись с собой... и другими достойными оппонентами / Уильям Юри.