Мозговой штурм, этап первый

Мозговой штурм, этап первый

Содержание материала

Техника мозгового штурма, которой я собираюсь вас научить, состоит из двух этапов.

На первом этапе вы на время забываете о реальности и ищете идеи и вокруг себя, принимая все с удовольствием и без критики, пока вам в голову не придут свежие идеи.

Я называю это витанием в облаках, и чем дальше у вас получится улететь, тем лучше. Но сейчас у вас есть выбор: можно заниматься этим в одиночестве, можно воспользоваться помощью друзей — вымышленных или настоящих.

Второй этап — нечто новое. Он облекает ваши лучшие идеи в практичную и осуществимую форму. Его можно назвать строительством моста — именно это вы и будете делать: строить мост через пропасть между мечтой и реальностью, вдохновением и действием.

В качестве рабочего примера возьму, наверное, самое распространенное и раздражающее препятствие, которое привычная мудрость воздвигает на нашем пути. Одна участница моего семинара очень точно выразилась: «На пути у меня гора, и называется она "Деньги”».

Деньги — очень странный предмет. Они не подчиняются законам физики. Любое требующееся количество денег, которых у вас нет, будь то пять тысяч или пятьсот тысяч долларов, кажется нам целой горой. И практически любых денег, которые у нас есть, не хватает даже на то, чтобы оплатить счета! Деньги зачастую связаны с эмоциями, они — само воплощение «Я не могу!». Чтобы научиться трезво оценивать подобные препятствия, начнем с действительно высокой горы — миллиона долларов. Это неплохая разминка перед мозговым штурмом: если разберетесь с такой суммой, денежные трудности покажутся вам пустяком.

Предположим, ваша цель — путешествие вокруг света на собственной яхте. Для большинства из нас это несбыточная мечта, которая в вашем списке проблем комментируется записью вроде: «Только миллионеры могут позволить себе яхты». («Я не могу, так как у меня нет Х: у меня нет богатства»).

  • Вопрос № 1 — «Как мне раздобыть яхту (или доступ к той, что мне понравится) без миллиона долларов?».
  • Вопрос № 2 — «Как мне получить миллион долларов?».

С чего же начинать мозговой штурм: с первого или второго вопроса? Это зависит только от скрытого в вашей цели пробного камня. Я вижу три возможных пробных камня.

  1. Быть богатым ради того, чтобы быть богатым.
  2. Иметь собственную яхту.
  3. Путешествовать вокруг света с шиком.

Только если ваш пробный камень на самом деле богатство, можно начать с вопроса № 2!

Я не говорю, что вам не стоит хотеть быть богатым. Кто ж этого не хочет? Но если вы думаете: «Будь я богат, мог бы делать это, то и вон то». Другими словами, если богатство вам нужно исключительно, чтобы заниматься тем, что вы любите, лучше просто этим заняться.

Как только вы начнете действовать, обретете столько энергии и воображения, что найдете тысячу способов разбогатеть, занимаясь любимым делом, если все еще будете этого хотеть (что совершенно необязательно, ведь вы можете обнаружить, что для хорошей жизни вам не требуются тонны денег). Если же вы решите сначала разбогатеть, то, вероятно, и не разбогатеете, и не получите желаемое.

Очевидно, что миллион долларов можно сколотить. Множество «обыкновенных» гениев вроде меня или вас добивались этого, и вы при помощи мозгового штурма можете придумать способ этого достичь. Но мечты о средстве для достижения цели, не связанные с вашим пробным камнем, имеют обыкновение не осуществляться. А все потому, что у них нет доступа к вашему главному источнику энергии: заветным желаниям. Люди, которые действительно хотят получить как можно больше денег, получают их, так как испытывают подлинное удовольствие от процесса. Остальные просто позволяют деньгам отвлечь себя от того, что им действительно нужно*. Деньги созданы человеческой изобретательностью.

И человеческая изобретательность может обойти это препятствие.

Допустим, что в нашем примере ваш пробный камень — либо «иметь собственную яхту», либо «кругосветное путешествие с шиком». Начнем с вопроса № 1 и посмотрим, как добиться этой цели, потратив намного меньше, чем миллион долларов.

---

* Очень часто мы ищем спасения в деньгах, когда напуганы. Бедность — одно из лучших оправданий отказа от мечты. Она вызывает даже большее сочувствие, чем излишний вес. Никто не знает, как спорить с бедностью. В нашем обществе мы все слишком сильно одурачены деньгами. Прим. авт.


Этап 1. Витание в облаках

Разные техники мозгового штурма на этой стадии отличаются только тем, как вы будете получать свои идеи, а не тем, как вы их собираетесь использовать. Есть три способа витать в облаках.

Мозговой штурм в одиночку

Возьмите карандаш и бумагу и устройтесь в тихом месте, где никто не отвлечет вас от ваших мечтаний. Наверху первого листа запишите проблему, например: «Как раздобыть яхту / кругосветное путешествие с шиком без миллиона долларов?»

А теперь записывайте каждую идею, которая придет в голову, каждую. Ничего не вычеркивайте, неважно, насколько нереальной или нелепой вам кажется мысль. Если вам нужна яхта, то идея «украсть ее, пробравшись ночью на пристань», вполне подойдет. на этом этапе не редактируйте и не оценивайте свои идеи. Подавляя воображение, вы можете пропустить что- то действительно интересное. Уделите этому занятию столько времени, сколько необходимо, продолжайте, пока идеи не закончатся.

Если вам сложно отринуть привычные ограничения даже мысленно, возможно, стоит прибегнуть к упражнению «Трудные времена» — вероятно, вас сдерживает груз огорчения и страхов. Если же надо пришпорить воображение, то подойдет вторая методика мозгового штурма в одиночку, которая помогает раскрепостить мышление.

Мозговой штурм и ролевая игра

Войдя в роль другого человека, можно открыть в себе неожиданный источник знания. Это не просто увлекательно, это еще и один из лучших способов поиска свежих идей.

Ваша обычная личность — сама по себе роль, определенная для вас временем, пространством и культурой. Она не раскрывает весь ваш потенциал. Вы родились с тем же набором инструментов в мозгу, что и охотник, живший в каменном веке, герцогиня восемнадцатого столетия, игрок плавучего казино на Миссисипи или японский монах. Вы способны в воображении встать на точку зрения любого из них — и взглянуть на мир по-новому.

Можете использовать членов вашей идеальной семьи как персонажей для ролевой игры и мозгового штурма или попробовать неожиданные и оригинальные образы, вроде таких.

  1. Старый погонщик мулов.
  2. Королева другой страны.
  3. Сумасшедший гений.
  4. Марсианин.
  5. Дурак.
  6. Президент огромной корпорации.
  7. Рыбак с Самоа (охотник-эскимос, воин племени Ватузи и так далее).
  8. Инженер, строящий мосты в Андах.
  9. Нефтяник из Сибири.
  10. Пятилетняя девочка.

Чтобы войти в роль, просто закройте глаза и несколько минут представляйте себе жизнь, сознание и окружение этого человека. Затем взгляните на свою проблему его глазами и запишите все решения, которые придут вам в голову.

Например:

Альберт Эйнштейн: «Интеллигентная беседа — такая редкость в наше время. Может, какой-нибудь владелец яхты захочет взять вас на борт компании ради. Да, а не можете ли вы что-нибудь преподавать? Предположим, рассказывать о звездах, греческих островах или Галапагосе. Как насчет плавучего университета или семинара? Кто-нибудь обязательно предоставит для этого деньги и корабль».

Бетт Дэвис: «Черт возьми, я проберусь на борт тайком и потом всех очарую, они позволят мне остаться!»

Рыбак с Самоа: «Если нам что-то надо, мы делаем это сами. Конечно, выдолбить каноэ проще, чем построить одну из ваших странных и глупых лодок. Я их видел, они время от времени разбиваются на наших коралловых рифах. Можешь взять одну из них, если хочешь. Нам они без пользы. Но тебе придется ее починить».

В общем, вы получили идею.

Ролевая игра и мозговой штурм придут на помощь, когда в одиночку вы застрянете без идей. Но лучше придумывать их вместе — в компании настоящих людей!

Мозговой штурм в бизнесе, промышленности и творческих мастерских всегда проводят в группах по очень весомой причине: на одну и ту же проблему разные люди смотрят под разным углом.

Наверняка случалось, что вы с легкостью помогали другу решить вопрос, над которым он бился, или сами получали такую помощь. Если вы найдете четверых-пятерых человек, которые к вам присоединятся, эффект приумножится. Еще одно преимущество группового мозгового штурма в том, что он кладет естественное начало артельной помощи, позже вы в этом убедитесь.


Мозговой штурм в группе

Людям, которых вы позовете на мозговой штурм, совсем необязательно иметь специальные знания в той области, где вы столкнулись с проблемой. По сути, чем меньше они знают, тем лучше! В команде мозгового штурма вам нужны неопытные люди, так как специалисты в любой области отлично осведомлены, что невозможно сделать. Наивные люди выдают самые лучшие идеи.

И дети тоже. Дети старше четырех лет невероятно креативны, так как ничто не ограничивает их мышление. Когда шестилетних детей попросили придумать машину для передвижения по бездорожью, пересеченному каналами, они заново изобрели танк!

Пожилые люди тоже потрясающе мыслят. Они знали мир, где не было телевидения, реактивных самолетов и суперпластиков, их ум зачастую спокойнее, глубже и изобретательнее. Но, вообще, играть может кто угодно: ваш муж, жена, мать, друзья, мастер, пришедший починить телевизор. И им это понравится. Можете пригласить гостей, поставить на стол вино, сыр и — вперед. Игра в идеи — лучшее занятие для вечеринки.

Правило только одно — на этом этапе игры нет никаких правил. Никаких запретов, безумные идеи только приветствуются. Как только обрисуете проблему, возьмите карандаш, сядьте и записывайте каждую идею. Ничего не пропускайте. Каждая идея может оказаться той, что вы ищете.

После хорошего мозгового штурма (любого из трех типов) ваш список идей может выглядеть следующим образом:

Иметь яхту:

  1. Украсть яхту.
  2. Выйти замуж за владельца яхты.
  3. Выиграть яхту на конкурсе.
  4. Выиграть яхту в покер.
  5. Купить долю в яхте совместно с группой людей.
  6. Раздобыть старую развалину и починить.

Совершить кругосветное путешествие:

  1. Тайно пробраться на борт.
  2. Подружиться с кем-то, у кого есть яхта, и получить приглашение на борт.
  3. Арендовать яхту.
  4. Обменять яхту на что-то уже имеющееся (квартиру, дом в деревне).
  5. Наняться на яхту: капитаном, механиком, членом экипажа, официантом, барменом, поваром, массажистом, компаньоном к пожилому или больному человеку, репетитором для детей, спасателем / учителем плавания, музыкантом, фокусником, певцом, комиком, придворным шутом и так далее — в зависимости от ваших способностей и того, что вы готовы делать. (У каждого найдется, что предложить: чувство юмора, изумительный рецепт шоколадного торта.)
  6. Разработать индивидуальный образовательный тур для богачей.
  7. Разработать рекламное путешествие для лодочной компании.
  8. Организовать кругосветную миссию доброй воли в защиту экологии, мира или борьбы с голодом.
  9. Организовать научную экспедицию или «плавучий» семинар: например, воспроизвести для туристической компании или группы путешествие Чарльза Дарвина на корабле «Бигль».

Если ваше заветное желание — это действительно кругосветное путешествие на яхте, то в списке найдется идея, которая придется вам по душе и ради которой не нужно становиться миллионером.

Само собой, в этот момент вы еще не будете знать, как «раздобыть старую развалину и починить ее» или «повторить путешествие Чарльза Дарвина на "Бигле”». Все это кажется почти таким же недоступным, как и миллион долларов, с которого мы начали!

Поиск ответов на вопрос «как?» — основная задача второго этапа.

Не переживайте, если самые заманчивые идеи, придуманные на первом этапе, кажутся слишком недостижимыми. Просто поверьте мне: когда вы чего-то действительно хотите, это достижимо.


Бедность — не оправдание для отказа от желаний

Если вы отмахиваетесь от примера с яхтой как от сказочной истории, взгляните на это: «На "Софию”, 30-метровую, трехмачтовую шхуну и плавучий кооператив, требуются члены экипажа. Восстановленная в 1969 году из очень ветхого состояния... “София” перевозила грузы в Карибском море, ловила рыбу в Новой Зеландии, тонула у Галапагосских островов и за девять лет совершила кругосветное путешествие. Всего у нее было пятьдесят-шестьдесят членов команды, примерно десять человек находились на борту одновременно… Бывшие члены экипажа обычно вкладывают в судно полторы-три тысячи долларов и становятся его совладельцами». (Журнал Co-Evolution Quarterly, весна 1978 года).

Я нашла это объявление после того, как придумала пример. И примерно в то же время в новостях рассказали о серии загадочных угонов яхт! Не советую заниматься пиратством в международных водах, но все это доказывает, что нет неосуществимых идей.

Список идей

Наш список идей дает представление об общих стратегиях, которые помогут обойти денежные препятствия или хотя бы значительно их уменьшить.

1. Есть множество способов получить что-то, даже весьма серьезное, не покупая это:

а) попросить;
б) одолжить;
в) украсть;
г) выменять;
д) выиграть;
е) арендовать;
ж) сделать.

2. Продавайте себя. Обменяйте какое-либо умение — садоводство, фокусы, умение общаться со стариками или детьми, шутки — на бесплатный вход в желаемый мир. Двое моих друзей мечтали жить в деревне, но не знали, как раздобыть денег, чтобы снять или купить дом там, где им хотелось. Тогда они разместили рекламу своих услуг в качестве смотрителей, и теперь круглый год живут на ферме знаменитого рок-певца!

3. Если для осуществления мечты все же нужны деньги, совершенно необязательно, чтобы они были вашими. Станьте генератором и разработчиком идеи. Выдвиньте предложение и продайте его какому-нибудь миллионеру.

4. Разделите стоимость своей мечты с людьми, с которыми хотели бы разделить мечту. Тридцатилетняя Басиа, дизайнер тканей, поделилась тайной и безнадежной мечтой ценой в миллион долларов: на юге Франции на собственной вилле основать сообщество художников. Как только я убедила ее, что это возможно, в мозговом штурме быстро нашлось решение: скооперироваться с друзьями и единомышленниками и арендовать виллу (вышло около двух тысяч долларов с человека).

Видите? Бедность — не оправдание для отказа от желаний, какими бы смелыми они ни были.


Развитие: редактируем список идей

Итак, составлен список идей «Как достичь цели без Х» (или «как получить Х»). Вы записали каждую возникшую идею, пришедшую в голову, поэтому некоторые совершенно сумасбродны. Другие вполне способны привести вас к цели, но вы не хотите идти таким путем. Есть и многообещающие идеи.

Я имею в виду не наиболее осуществимые, а те, от которых у вас ускоряется пульс. Хотя они пока могут казаться журавлем в небе. Ваша следующая задача — выбрать одну-две лучшие и начать спускать их на землю.

Давайте посмотрим, как это удалось реальному человеку.

Двадцатисемилетняя Мэри, разведенная мать двухлетней дочки, своей первой целью назначила поступление на медицинский факультет. Мэри когда-то посещала подготовительные курсы и получала хорошие оценки, но потом влюбилась в виолончелиста, почти постоянно находившегося в гастрольных разъездах с профессиональным струнным квартетом. Музыка была еще одним страстным увлечением Мэри. Она приняла непростое решение — вышла замуж за своего музыканта и стала путешествовать вместе с ним, вместо того чтобы изучать медицину.

Когда брак распался (муж влюбился в новую вторую виолончелистку), Мэри вернулась в родной городок недалеко от Нью-Йорка и устроилась в компанию, специализирующуюся на электронике. Пока она работала, за дочерью присматривала ее замужняя сестра.

Мэри чувствовала, что выбрала не ту развилку на своем жизненном пути, но как быть без денег и с маленьким ребенком на руках — возвращаться к учебе слишком поздно. Но она все еще хотела стать врачом! Я убедила ее выбрать поступление на медицинский факультет как первую цель и записать все препятствия в список проблем. Он выглядел труднопреодолимым:

  1. Нет денег.
  2. Все, что выучила в колледже, почти забыто.
  3. Взрослым женщинам и матерям тяжело поступить в медицинский вуз.
  4. Уход за ребенком (если придется уехать).

Я рекомендовала Мэри устроить мозговой штурм отдельно для каждой проблемы. Она решила в первую очередь подумать о деньгах, так как они требовались на все — на подготовительные курсы, оплату обучения, еду, аренду жилья, обеспечение ребенка.

Мозговой штурм Мэри проводила вместе с сестрой и подругой, пока их дети играли под столом. Первый список идей выглядел следующим образом.

Проблема: как учиться в медицинском вузе, не заплатив ни копейки своих денег

  1. Получить стипендию.
  2. Взять кредит.
  3. Выиграть в лотерею.
  4. Выйти замуж за богатого человека, который оплатит обучение .
  5. Пойти в армию, чтобы они оплатили мое обучение.
  6. Опубликовать свою историю в местной газете и найти богатого покровителя.
  7. Стоять на улице Нью-Йорка с плакатом «Помогите матери-одиночке выучиться на врача».

Так зачастую и работает мозговой штурм. Сначала вы думаете о резонных, здравых, очевидных решениях вроде стипендии или кредита. Затем наступает время спасительных фантазий: кто-то приедет на белом кадиллаке и умчит вас прочь. Или с чеком на миллион долларов таинственным образом возникнет у вас на пороге. Эти мысли приносят смех облегчения, а вот следом как раз и появляются действительно смелые и оригинальные идеи.

Вообще-то, они могут показаться чересчур оригинальными. Когда Мэри впервые проглядела свой список, сказала: «Может, я и получу кредит, но, боюсь, он не покроет все затраты. Третья и четвертая идеи просто глупы. Что касается пятой. Пойти в армию? ни за что. Я там рехнусь через неделю. Мне больше нравится шестая идея, но, честно говоря, не думаю, что это сработает, к тому же смелости у меня маловато, а гордости слишком много, чтобы что-то выпрашивать. Это полностью исключает седьмую идею».

Стоп! Когда вы достигнете этой стадии, ничего не вычеркивайте. Вам, как и Мэри, захочется вычеркнуть без проволочек девять десятых из своего списка, но этого не стоит делать по двум причинам.

Во-первых, даже самая бредовая идея может вам что-то дать прежде, чем вы ее отбросите. Во-вторых, то, что выглядит как отсутствие интереса к идее, может быть замаскированным пессимизмом относительно ее осуществимости. Пока вы не исследуете поглубже каждую идею с помощью волшебного вопроса «как?», вы не поймете, что здесь значит слово «возможно».


Первое правило развития мозгового штурма

Первое правило развития мозгового штурма, как одиночного, так и группового: никогда не отказываться ни от какой идеи, пока не зададите себе три вопроса:

  1. Есть ли в этой идее какой-то полезный компонент или компоненты? (Вы должны в каждой найти хоть что-то ценное .)
  2. Как обойти неосуществимые составляющие этой идеи? (Иначе говоря, вместо того чтобы признать идею негодной, вы должны расписать все трудности в мини-список проблем, которые нужно снова провести через этап витания в облаках.)
  3. На какие дальнейшие идеи она может навести?

Давайте посмотрим, как это сделала Мэри, и какие сюрпризы ее ожидали.

Идея № 1: получить стипендию

1. Полезная часть:

никаких долгов.

2. Проблемы:

а) должна получать отличные оценки и успешно проходить тестирование;

б) не уверена, что в медицинском вузе есть стипендии.

Решение:

а) пойти на заочное отделение и усердно учиться;

б) разузнать о материальной помощи студентам-медикам.

3. Дальнейшие идеи:

учредить стипендию! Написать крупным корпорациям письмо с предложением сделать хорошее дело для общества и женщин и отлично зарекомендовать себя в глазах общественности, обеспечив мое обучение на врача!


Вот это уже интересная идея, настоящая вспышка фантазии в сознании Мэри. Если бы она просто вычеркнула предложение «получить стипендию», то никогда бы не подумала об этом!

Мэри не знала, делал ли раньше кто-нибудь подобное, и не представляла, как корпорации отреагируют на подобное предложение. Но сам факт, что у вас хватает смелости испробовать совершенно новый путь, может произвести впечатление на нужных людей. А время благоприятствовало тому, чтобы предложить крупным компаниям отличный пиар-ход — демонстрацию широких взглядов на женское образование. Так что Мэри отметила эту идею как многообещающую и продолжала работать с первоначальным списком.

Идея № 2: взять кредит

1. Полезная часть:

стандартная процедура, способы существуют.

2. Проблемы:

а) хорошие оценки опять же;

б) может не покрыть все расходы на жизнь;

в) долг на многие годы.

Решение:

а) и б) — то же, что в идее № 1;
в) неизбежно.

3. Дальнейшие идеи:

получить от богатого человека частный кредит, а не просто подарок (как в идее № 6).


Идеи № 3 и 4 (выиграть в лотерею и выйти замуж за богача) Мэри признала явными спасительными фантазиями, которые сделали свою работу по освобождению ее воображения, но на самом деле ее не тянуло претворять их в жизнь. Она не хотела, чтобы проблемы решились благодаря везению или любви, она хотела получить это заслуженно, благодаря своим способностям.

Идея № 5: пойти в армию

1. Полезная часть:

бесплатная подготовка, оплата расходов на проживание.

2. Проблемы:

я бы это ненавидела!

Решение:

никак.

3. Дальнейшие идеи:

есть ли какая-нибудь другая структура, которая за службу там направит меня на учебу? Корпус мира? Правительство? Правительства других стран? Австралия? Разузнать.


Идея № 6: найти богатого покровителя через местные газеты

1. Полезная часть:

взывает к местной гордости.

2. Проблемы:

а) вряд ли найду желающего помочь;

б) похоже на попрошайничество.

Решение:

а) попробовать и посмотреть, что выйдет;

б) поступиться гордостью или решить, что я заслуживаю этого.

3. Дальнейшие идеи:

заняться идеей насчет учреждения стипендии и опубликовать статью об этом в газете, послать вырезки в корпорации и даже в общенациональные журналы!


Идея № 7: стоять на углу с плакатом

Эта идея может показаться безумной, но выдвинувшая ее сестра Мэри рассказала реальную историю молодого человека, который стоял на углу Пятой авеню с плакатом-бутербродом: «Отправьте этого милого еврейского мальчика в колледж». И он собрал необходимые деньги! Мэри признала, что это изобретательно и в ее случае помогло бы избежать долгов кому-то одному, но это было не по ней. Однако это навело ее на мысль: разместить в женских журналах просьбу пожертвовать один доллар.

Достигнув этой стадии, вы будете готовы перейти к этапу № 2 с той идеей или теми идеями, что вам понравились больше остальных. Мэри выбрала «учредить стипендию». (Она решила также больше разузнать о традиционных способах получить финансовую помощь.)

См. в Библиотеке: Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь / Барбара Шер, Энни Готтлиб.