Мозговой штурм, этап второй

Мозговой штурм, этап второй

Достигнув определенной стадии первого этапа мозгового штурма, вы будете готовы перейти ко второму этапу с той идеей или теми идеями, что вам понравились больше остальных.

Прежде чем вы приступили к мозговому штурму, ваша ситуация выглядела так:

Стадия мозгового штурма

На первом этапе мозгового штурма вы превратили одну из проблем в подцель: особый способ получить часть того, что вам нужно для достижения цели.

Вот как это выглядело у Мэри (остальные ее проблемы — поступление в институт и уход за ребенком — пока подождут):

Строим мост 2

Подцель — первая брешь в стене проблем и первое звено вашего плана, но она почти так же далека, как и ваша цель.

Мэри хотела получить стипендию, которая пока даже не существовала нигде, кроме ее воображения.

Может, вы решили воспользоваться помощью инвестора или ангела, которые финансово поддержат ваш малый бизнес, но не знаете, как их найти. Или продать сценарий, который еще не написали. Или записаться на продвинутый курс живописи, не набросав даже пары эскизов за последние двадцать лет.

Этап 2. Строим мост

Вам нужно преодолеть пропасть, чтобы добраться до подцели. И сейчас мы должны возвести над этой пропастью прочный мост из действий — от подцели прямо к вашему порогу. Вы сможете ступить на этот мост уже завтра с уверенностью, что он постепенно приведет вас к вашей цели.

Есть только один способ выстроить такой мост. Это обратное планирование от вашей цели, которым вы займетесь на втором этапе мозгового штурма.

Если вы когда-то раньше пробовали осуществить свои мечты и лишь разочаровались, вероятно, начинали вот так:

Строим мост 3

А потом удивлялись, почему ваше старание иссякло где-то на полпути. У вас была энергия, сила воли и даже отличные идеи. Что пошло не так? Есть три варианта:

  1. Те шаги, что вы сделали, оказались лишь тратой времени, потому что это были неправильные шаги. Они рассеивали вашу энергию в разных направлениях, вместо того чтобы сосредоточить ее на цели.
  2. Некоторые ваши шаги были правильными, но они казались настолько мелкими и незначительными по сравнению с поставленной целью и расстоянием до нее, что вы не понимали, как они вообще могут привести вас хоть куда-нибудь. И вы сдались.
  3. Ваши шаги не складывались в желаемый результат. Вы делали все правильно, но в неправильном порядке или в неправильное время. К примеру, хотели открыть книжный магазинчик. Начали искать где, нашли отличное помещение на первом этаже по разумной цене. Но денег на счету не было, и пока вы их собирали, помещение снял кто-то другой. Или вы арендовали магазин, и он два месяца простоял закрытым, а деньги летели зря, потому что вы спешно изучали все, что нужно знать о книжной торговле.

Планирование

Если такое с вами случалось, то ваша основная ошибка заключается в том, что вы думали: раз действие направлено из настоящего в будущее, то и планировать следует таким же образом. Это неверно. Планирование должно быть направлено от далекого будущего к завтрашнему дню, от устрашающе большого к успокоительно малому, от целой картины к ее деталям, мелочам, которые можно делать одну за другой. «Великие дела состоят из мелких последовательных действий», помните? Но прежде чем вы сможете совершать великие дела в реальности, должны проанализировать их по частям на бумаге, чтобы понять, какие именно маленькие последовательные действия и в каком порядке приведут вас к цели. Вот как это делается.

Инструментами, которые помогут разбить подцели на меньшие части, станут два вопроса. Первый: «Я могу это сделать завтра?» Если вы отвечаете «нет» — второй вопрос: «Ладно, а что нужно сделать сначала?» Например, подцель Мэри — получить стипендию от крупной корпорации. Может она получить деньги завтра? Нет, конечно. Хорошо, что же надо сделать сначала? Разослать письма в кучу корпораций:

Строим мост 4

Может ли она отправить эти письма завтра? Нет. Что ей нужно сделать сначала? Сочинить письмо, составить список многообещающих корпораций и их адресов. Если она хочет использовать еще одну идею из списка, составленного на первом этапе, опубликовать в местной газете статью о своем плане и приложить к письмам вырезки, то ей нужно это организовать.

Строим мост 5

Блок-схема мозгового штурма

Хочу чуть прерваться и объяснить, что такая наглядная схема мозгового штурма, в которую вы вписываете шаги в маленькие смешные кружки справа налево, называется блок-схемой. Блок-схема, созданная на втором этапе мозгового штурма, будет самой важной частью вашей портативной системы успехообеспечения, ведь она поможет вам не только думать, но и действовать. Она станет подробной картой пути к цели, показывающей, что вы должны сделать на каждой стадии, прежде чем перейти к следующей шагу, и как различные ветви действий сливаются воедино.

Я позаимствовала блок-схемы из бизнеса и промышленности, где их применяют для согласования сложных процессов производства и продаж. Например, на заводе Ford в Детройте корпус, двигатель и трансмиссия автомобилей собирают из узлов, которые в свою очередь состоят из тысяч более мелких деталей; некоторые импортируются. Блок-схемы составляют, чтобы все встало на свои места и к намеченному сроку в новом сезоне готовый автомобиль сошел, сверкая, со сборочной линии.

Уже несколько лет я использую блок-схемы в собственном «бизнесе» и считаю: для успеха и душевного равновесия мне они необходимы не меньше, чем заводу Ford для прибыли. Как только вы научитесь их составлять — гарантирую, станете использовать их во всех своих проектах, вплоть до планирования вечеринки! Вы вообще не сможете представить, как раньше управлялись без них. Разумеется, блок-схема, с помощью которой вы проложите пути к вашей цели, гораздо более гибкая по сравнению со своими родичами из большого бизнеса — она индивидуальна, к тому же ее можно пересматривать и изменять. Скорее, она будет вести себя как живой организм, а не как сборочный конвейер. Но у вашей блок-схемы то же назначение, что у фордовской — направлять вас, когда вы будете работать над своей целью.

Блок-схема будет завершена и готова к использованию только тогда, когда мост полностью перекроет пропасть между вашей целью и нынешним моментом. Это значит, что все ее главные ответвления тщательно проработаны вплоть до первых шагов — маленьких и легких дел, которые можно выполнить уже завтра. Давайте вернемся к Мэри и посмотрим, как она пошагово завершила свою блок-схему.


Вопросы к действиям

Сейчас Мэри должна поставить вопросы к трем действиям.

Первый вопрос: может ли она составить письмо в корпорации завтра? Теоретически да. Но на деле она предпочитает освежить свои знания и подать заявления в медицинские вузы. Это еще одна важная ветвь блок-схемы, над которой она пока даже не начинала работать. Но что она может точно сделать завтра, так это набросать начерно основые мысли для писем. Неплохой способ начать прорабатывать идею и убедиться в ее реализуемости.

Блок схема 1

Второй вопрос: может она составить список корпораций и их адресов завтра? Нет, для начала ей необходимо провести небольшое исследование и выяснить, какие корпорации могут откликнуться на ее просьбу и с кем конкретно лучше всего связаться в каждой из них. Кое-что можно узнать в библиотеке, но ей придется воспользоваться и другим способом, о котором мы поговорим в следующей главе. (Пока на блок-схеме обозначу этот способ знаком вопроса.) Завтра Мэри может провести мозговой штурм и решить, в какие корпорации есть смысл обращаться. К производителям лекарств? Витаминов? В нефтяные компании, которые стремятся улучшить свой общественный имидж? (Она понимала, что нужно иметь в виду и этические, и практические моменты.)

Блок схема 2

Третий вопрос: может Мэри завтра опубликовать статью о своем плане в местной газете? Нет, сначала надо, чтобы пришел журналист и взял у нее интервью. Как ей этого добиться? Просто позвонить в газету и рассказать о себе — кажется, не лучшая идея. Здесь будет еще один вопросительный знак.

Блок схема 3

К этому моменту ветвь «Деньги» на блок-схеме Мэри включала в себя все, что она могла сделать самостоятельно. «Поступить в медицинский институт» — следующая ветвь, требующая проработки. Ее надо было в общих чертах скоординировать с ветвью «Деньги», чтобы они сошлись в нужное время. То, как Мэри станет решать проблему ухода за ребенком, зависит от медицинского института, который она выберет. Если останется в своем городе — ей поможет сестра, то есть пока проблему можно отложить.

Пройдусь по вопросам, которые Мэри задавала себе, и покажу, как она включала ответы в блок-схему, добавляя кружок слева для каждого ответа.

 1. «Поступление в медицинский институт — полноценная подцель. Я могу сделать это завтра? — Вряд ли».

«Что нужно сделать сначала? — Скажем, подать заявления в медицинские вузы».

2. «Я могу подать заявления завтра? — Нет. Сначала мне нужно получить высокие баллы на оценочном тесте для поступления (MedCATs) и заказать форму заявки».

3а. «Я могу получить высокие оценки завтра? — Точно нет. Для начала надо сдать тест».

3б. «Я могу заказать образец заявления? — Нет, пока я не решу, куда конкретно поступать».

4а. «Я могу сдать тест MedCATs завтра? — Даже если попытаюсь, я провалюсь! Сначала мне стоит окончить какие-нибудь подготовительные курсы».

4б. «Я могу завтра решить, куда именно поступать? — Нет, сначала мне надо пойти в библиотеку и изучить справочники (одновременно узнать о кредитах и стипендиях), и это могу начать делать завтра».

5. «Могу ли я пойти на курсы завтра? — Нет, сначала надо выяснить, где они есть. Я могу завтра обзвонить местные университеты, колледжи, медицинские факультеты. Еще могу раскопать свои старые конспекты и начать самостоятельно повторять материал.


Разбиваем цель на посильные задачи

Это уж почти готовая блок-схема. Она помогла Мэри найти пять дел, к которым можно приступить уже завтра: набросать заметки для обоснованного письма в корпорации; провести мозговой штурм, чтобы выбрать, в какие корпорации стоит обратиться; узнать про подготовительные курсы; начать повторять старые конспекты; пойти в библиотеку и просмотреть справочники высших медицинских учебных заведений. Конечно, Мэри не собиралась сделать все это прямо завтра, однако у нее появился внятный список дел на ближайшее будущее — небольших, выполнимых и связанных с ее целью. Если вдруг ее станут одолевать сомнения, надо будет всего лишь заглянуть в свою блок-схему !

Блок схема 4

Второй этап мозгового штурма делает досягаемой даже самую неприступную цель, разбивая ее на посильные задачи .

Нет такой цели, которую нельзя было бы разделить на простые действия вроде посещения библиотеки, газетного киоска или звонка по телефону, даже если цель — стать президентом через двадцать лет.

Почти все начинается со сбора информации, а это не требует особой подготовки, только немножко смелости, зато сразу вовлекает вас в волнующую реальность вашей цели.

Творческие цели — написать книгу, научиться рисовать или подобные им — начинаются со скромного по объему и качеству пункта: «Написать страничку текста, пусть и плохую». Или «Нарисовать пять дурацких эскизов с котом». (Об этом вы узнаете больше в главе 9.) Эти шажки такие махонькие, что вы их сделаете. Они поднимут вас со стула, где вы замерли, придавленные грузом огромной цели или подцели, и выведут на ваш путь.

Но, как я уже говорила, ваша блок-схема не будет закончена, пока все ее главные ветви не дойдут до первых шагов.

В вашей схеме, как в схеме Мэри, обязательно останется несколько пробелов — мест, где вы не сумели придумать начальные шаги и поставили вопросительные знаки. Вы можете упереться в тупик, и более серьезный, чем Мэри.

Например, у машинистки Дженнет, зарабатывавшей сто пятьдесят долларов в неделю, подлинной страстью была фотография. Она мечтала совершить путешествие по Аппалачам и издать альбом снятых там фото. Она понимала: без имени в фотографии ей не получить аванс для работы над книгой, и даже если она сумеет найти деньги на поездку, у нее мало шансов продать альбом. Вместе с друзьями она предприняла мозговой штурм, и они составили очень любопытный план.

Предположим, она раздобудет старый фургон и превратит его в фотолабораторию на колесах? Дженнет сможет ездить по Аппалачам с простенькими популярными камерами Brownie, обучая детей фотографировать и проявлять снимки. Они будут осваивать окружающий мир и снимать его, а она сможет фотографировать восхитительный процесс открытия и опубликовать свои снимки вместе с работами детей.

С таким свежим подходом у книги хорошие шансы найти издателя .

Проекты такого рода привлекательны для финансирования различными фондами.

Однако перед Дженнет по-прежнему стояла серьезная финансовая проблема. Фургон, фотолаборатория, камеры, фотобумага и само путешествие — все это стоило денег, а получение финансирования требует времени. Может пройти больше года, прежде чем Дженнет получит грант или убедится, что ничего не получила. Она не хотела столько ждать. У нее была блок-схема — и перед ней стоял блок. Как же его преодолеть?


Артельная помощь

Если вы занимались мозговым штурмом в группе, то вам повезло. Это само перерастет в артельную помощь.

За все годы моей работы в творческих группах я ни разу не видела, чтобы участники мозгового штурма придумывали блестящую стратегию вроде Аппалачей для Дженнет, вставали, надевали пальто и говорили: «Ну что ж, удачи, малыш. Дальше сама». Такого не бывает. Всегда происходит, как у Дженнет.

Один из ее друзей сказал: «Знаешь, у парня из моей конторы есть старый фургон, от которого он хочет избавиться. Продаст меньше чем за двести долларов. Конечно, фургон в отвратительном состоянии. Но все же вот номер телефона».

А кто-то еще сказал: «Брат моего лучшего друга — автомеханик! Может, он починит фургон бесплатно, если ты сделаешь для него рекламные фото или портреты его семьи. Давай попрошу друга поговорить с ним». И еще кто-то сказал: «Почему бы тебе не попробовать поработать в фотомагазине, чтобы получить скидку на их товары? Думаю, они позволят брать просроченную пленку и фотобумагу бесплатно».

Кто-то знал журналиста, получившего несколько грантов, и предложил связать Дженнет с ним, чтобы он помог написать заявку на грант. Все, входившие в группу, обещали поговорить со знакомыми и попросить порыться в шкафах — на завалялись ли старые ненужные камеры.

Кроме того, возникла мысль создать список адресов людей, которые живут поблизости от предполагаемого маршрута Дженнет и с радостью предоставят ей бесплатный ночлег. Дженнет и пятеро ее друзей вместе составили план, позволявший ей приступить к осуществлению мечты, не дожидаясь гранта и потратив меньше тысячи долларов! Они решили устроить блошиный рынок, чтобы собрать для нее деньги. Если вам кажется это невероятным, попробуйте.


Любое успешное предприятие — это сотрудничество

Алан — редактор образовательной литературы из Чикаго. Он поставил цель открыть в Колорадо небольшое издательство, специализирующееся на путеводителях и литературе по экологии.

Не имея собственного начального капитала, Алан хотел найти инвестора или партнера с деньгами. После размышлений его блок-схема выглядела так:

Блок схема 5

Алан понимал: лучше всего разъяснить ему экономические аспекты деятельности маленьких издательств могут непосредственно издатели (для него это ученичество).

Контакты он мог найти в библиотечных каталогах. Но когда дело дошло до поиска инвестора, Алан оказался в тупике.

Он не знал ни одного человека, располгагавшего такими деньгами.

Мозговой штурм натолкнул его на безумную и восхитительную идею — обратиться к известному человеку, из тех, кто обеспокоен охраной окружающей среды (например, к фолк-певцу Джону Денверу или актеру и режиссеру Роберту Редфорду), с просьбой деньгами и своим авторитетом поддержать издательство. Правда, это Алану не слишком помогло, ведь он не был знаком ни с Джоном Денвером, ни с Робертом Редфордом и не имел ни малейшего шанса встретиться с ними.

Попав в такой тупик в процессе планирования, вы можете быть сильно обескуражены. Покажется невозможным все это вытянуть в одиночку. У меня для вас новость. Совершенно не обязательно тянуть в одиночку.

Возьмем, к примеру, Христофора Колумба. Никто не сомневается, что он не открыл Америку самостоятельно, да и не мог он этого сделать.

Само собой, его видение, энергия и желание были движущей силой всей экспедиции. Но он был зависим — прежде всего от мозгового штурма Коперника, выдвинувшего абсурдную идею, что мир круглый. Он зависел от доверия и денег Фердинанда и Изабеллы, от кораблестроителей «Ниньи», «Пинты» и «Санта-Марии», от своей команды, от изобретателей и мастеров, изготовивших навигационные инструменты, от секстанта и астролябии. И если это зависимость, то она — основа человеческой цивилизации. Вам кажется, вы будете исключением? Удачи. Вы будете первым.

Вы не можете сделать в одиночку то, что должны сделать в этом мире.

Любое успешное предприятие — это сотрудничество, объединение разных ресурсов и сил для достижения единой цели.

И вы можете и должны действовать именно так, чтобы достичь своей цели. Когда вы сделаете в одиночку все, что сможете, придет время артельной помощи.

См. в Библиотеке: Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь / Барбара Шер, Энни Готтлиб.

Печать