Атмосфера в комнате была напряженной: присутствовало сорок человек со стороны руководства и двадцать со стороны профсоюза. Все они собрались, чтобы начать переговоры о трудовом контракте. В течение многих десятилетий отношения оппонентов сопровождались затяжными забастовками и судебными баталиями. И ничего нового не предвиделось.

  • «Давайте внесем ясность. Мы здесь только потому, что этого требует закон, — начал глава компании. — Нам не нравится то, что вы делаете». Он говорил холодно, враждебно и унижающе. Представители профсоюза кипели от ярости.

Деннис Уильямс, глава профсоюза, подавил желание контратаковать и ответил спокойным и почтительным голосом: «Я услышал вас, и я расскажу, почему мы здесь. Мы здесь, чтобы понять, можем ли мы совместными усилиями создать комфортные условия работы для десятков тысяч ваших сотрудников, делающих ваш бизнес успешны».

Несколькими годами позже Деннис рассказал мне:

  • Хотя мне было горячее, чем в аду, и мой инстинкт требовал ответного выстрела, я понимал, что это путь в никуда. И один конструктивный ответ задал тон дальнейшему ходу переговоров.

Позже многие оппоненты подходили ко мне и говорили, что оценили сказанное. Это небольшое проявление уважения действительно изменило курс переговоров. За шестьдесят лет мы всего лишь три раза достигали соглашения без ожесточенного боя, и это был один из них.

Самая недорогая уступка, дающая вам многое, — проявление уважения. Отнеситесь к другому с таким же достоинством, которого ждете в отношении себя. Английское слово «уважение» — respect — имеет латинское происхождение: re означает «повтор», а spect — «смотреть». Таким образом буквально «уважать» — «посмотреть еще раз».

Однако часто уважение — последнее, что мы готовы оказать оппоненту. Мы можем думать, что он не заслуживает его и должен сперва заработать. Или противоположная сторона не уважает нас, так почему мы обязаны уважать ее? Если мы чувствуем себя отвергнутыми, то сами также отвергаем окружающих. Из-за боли мы причиняем боль. Это порочный круг, не имеющий конца, в результате которого теряют все.

Но достаточно всего одному человеку изменить отношение к другому, и тон сложных переговоров меняется.

Проявите уважение к оппоненту хотя бы раз, и шансы получить ответное уважение повысятся. Уважение порождает уважение, принятие способствует принятию.

Чтобы уважать собеседника, необязательно симпатизировать ему или одобрять его поведение. Просто необходимо сделать сознательный выбор и отнестись к человеку с достоинством, на которое каждый имеет право с рождения. Уважение проявляется как поведение, но появляется оно внутри нас как отношение. Признавая чужое достоинство, мы признаём наше собственное. Мы не можем по-настоящему уважать других, не уважая в то же время себя.

Но как в сложных ситуациях изменить внутренний настрой и перейти от враждебности к уважению?

Это естественный процесс, который нельзя форсировать, а можно только подпитывать в процессе достижения согласия с собой. Когда мы входим в свое положение и тем самым проявляем уважение к себе, нам намного проще уважать других. Взяв на себя ответственность за собственные действия, мы вряд ли станем винить других в происходящем.

Существуют три конкретных действия, усиливающие уважительное отношение к окружающим:

Уильям Юри. Договорись с собой... и другими достойными оппонентами.

Библиотека