Представьте, что вы находитесь в огромном помещении с сотней человек. В центре комнаты расположен огромный разноцветный мяч.
Этот мяч настолько большой, что люди вынуждены находиться в углах помещения. Если вы спросите тех, кто прижат к одной стене, какого цвета мяч, они ответят: «Красный, белый и голубой». Люди же с другой стороны комнаты увидят другие цвета: «Оранжевый, зеленый и желтый». Хоть они и смотрят на один мяч, но именно точка зрения определяет то, какие цвета они видят.
Никто не говорит: «С моей точки зрения этот мяч красный, белый и голубой, но я понимаю, что у вас может быть другое видение».
Нет! Все обычно уверены, что реальность — это то, что видят они.
Западная система образования сформировалась под влиянием греческих философов Аристотеля, Сократа и Платона. Благодаря им мы привыкли мыслить логически и/или конкретно. Утверждение либо верно, либо ложно. Если вы видите, что мяч оранжевый, зеленый и желтый, то он не может быть еще и красным, белым и голубым.
В продолжение «цветной» метафоры: мы мыслим категориями белое или черное, то есть правильное или неправильное. Так как будто безопаснее. Понимаете, мы можем показаться нерешительными, если колеблемся. Принятие альтернативных точек зрения кажется кому-то признаком слабости.
Люди обычно не любят «серые участки». Это пространство неизвестности. Нас учили воспринимать мир иначе. Мы считаем, что в споре можно победить, доказав, что оппонент не прав. В образовательной системе ждут правильных ответов, а не интересуются, что нового вы узнали.
Мыслить подобными категориями необходимо в таких областях, как математика, физика или машиностроение. Независимо от того, с какой стороны вы смотрите на надувной мяч, 3 + 3 всегда равняется 6. Однако когда дело касается понимания других людей, мыслить надо гибко.
Вам наверняка знакома фраза: «Всегда есть две правды». На самом деле их может быть гораздо больше. И каждая из них верна.
Вопрос: что влияет на вашу точку зрения?
Вашу точку зрения определяет множество факторов: возраст, ценности, характер, опыт, культурный уровень, ожидания и многое другое.
1. Возраст
Возраст влияет на наше восприятие жизни. Человек, который с детства знает компьютер, будет воспринимать новые технологии иначе, чем тот, кто в школе даже калькулятором не пользовался. Я не говорю, что люди определенного возраста не могут понять технологические новинки, но просто у некоторых в жизни гораздо больше техники, чем у других.
Поколение, родившееся до 1980-х, работало всю жизнь на одном месте, и это считалось нормальным. Сейчас я общаюсь с двадцатилетними, которых уже дважды увольняли с работы, и они не сильно переживают по этому поводу. Если в вашей семье есть подростки, вы знаете, каково им сейчас испытывать гормональные изменения, связанные с переходом из детства во взрослую жизнь.
Опыт приходит с возрастом. Вы воспринимаете ситуации и реагируете на них совершенно иначе, чем те, кто в силу возраста еще неопытен.
Пища для размышлений
Как возраст отражается на ваших взглядах, оценках и восприятии жизни? Подумайте о возрасте тех, с кем у вас близкие отношения. Может, именно из-за этого вы смотрите на вещи по-разному?
2. Система ценностей
Ценности определяют наше «правильное» видение мира. Из этого убеждения следует, что люди, которые смотрят на жизнь иначе, не правы. Такая позиция («я прав, а ты нет») препятствует развитию успешных отношений. Зато именно схожие ценности объединяют людей с совершенно разными характерами и позволяют им выстроить прочные и осмысленные отношения.
Человеку иногда кажется, будто у всех вокруг такая же система ценностей, как и у него. Но в жизни так не бывает. Мы общаемся и взаимодействуем с людьми, которые могут разделять наши ценности, но только не все. Моя коллега Кейт твердо верит, что если не придешь за пять минут до встречи, то, считай, ты опоздал. Остальные не столь трепетно относятся к началу мероприятий, чем сильно раздражают Кейт. Все реагируют на чужие опоздания спокойно: «И что такого?» Кейт же это выводит из себя.
Пища для размышлений
Вспомните ситуацию, когда вы кардинально расходились во взглядах с другим человеком. Было ли это вызвано конфликтом интересов? Готовы ли вы были идти на уступки? А оппонент? Если нет, вам, скорее всего, придется смириться с тем, что ваши отношения вряд ли изменятся.
3. Характер
Давайте я снова объясню это на личном примере.
У меня двое детей. Шумная и общительная дочь, которая любит быть в центре внимания (вся в маму), и спокойный сын, который тихо занимается своими делами и предпочитает тишину. Два очень разных характера, не лучше и не хуже друг друга. Однако из-за этих различий они по-разному воспринимают одни и те же ситуации. Когда они в детстве путешествовали с нами в машине, дочь пела песни и болтала, а сын молча смотрел в окно. Узнаёте себя?
Пища для размышлений
- С каким типом личности вам сложнее всего себя соотнести?
- Как вы думаете, почему?
- Подумайте о плюсах такого характера (ответ «Никаких плюсов, сплошные минусы» не принимается).
- Подумайте о важных для вас отношениях. Как ваши черты характера помогают или мешают вашему восприятию жизни и способу решения проблем?
4. Настроение
Представьте, что вас только что повысили на работе. Вы довольны собой. По пути домой вы попадаете в небольшое ДТП. Ущерб минимальный, никто не пострадал. Вы воспринимаете это происшествие как досадную неприятность, не более того. Но что, если вместо вас повысили вашего коллегу? Как вы тогда отреагируете на эту аварию? Сумеете ли вы правильно воспринять «конструктивную критику» от руководства, если находитесь в тисках неправильного мышления, а внутренний критик не умолкает?
Представьте, что в состоянии бегемота вы узнаёте неприятные новости. Как вы отреагируете? Или вы возвращаетесь с встречи клуба совместного похудения, где заслужили звание «Худеющий недели», так как больше всех потеряли в весе. Вы приезжаете домой, и один из детей просит у вас машину покататься. Что вы ему ответите? Вы бы отреагировали так же, если бы, наоборот, набрали лишние килограммы?
Наше видение ситуации может сильно меняться в зависимости от нашего ощущения в конкретный момент. Запомните это, когда будете рассказывать или слушать чью-то историю.
Пища для размышлений
Если вам предстоит решить проблему вместе с кем-то еще, подумайте, как этот человек ощущает себя в данный момент. А какое у вас настроение? Вы сейчас в хорошей форме для решения подобных задач? Тщательно выбирайте момент.
См. Пол Макги. S.U.M.O. Заткнись и делай.