Пятый тип личности - корифей (эннеатип The Researcher)

Пятый тип личности - корифей (эннеатип The Researcher)

Благодаря моему техническому образованию мне предложили должность руководителя отдела в одной из ведущих компаний в области высоких технологий.

Вначале мне было сложно, поскольку я довольно нелюдим, а должность предполагает интенсивное общение. Поскольку я интроверт и предпочитаю проводить время в лаборатории, погрузившись в исследования, на новой должности общение с сотрудниками давалось мне непросто, не говоря уже о корпоративных ужинах, на которых мне полагается произносить речи, как это делают остальные руководители.

Люди отнимают много сил. Я устаю от одной только мысли о переговорах. Всегда сохраняю дистанцию с людьми, чтобы не утомляться... Изучение эннеаграммы позволило мне понять, насколько сильно мой интеллект влияет на процесс выбора поступков. Ради успешного взаимодействия с окружающими я научился принимать свойственные мне человеческие качества и со временем, хотя и не без труда, общаться эффективно.

(Брендон, представитель пятого типа)

(Обратите внимание на повторяющуюся тему взаимоотношений, предпочтение работать в одиночку, проблемы с общением и социальную тревожность. Кроме того, налицо озабоченность вопросами сохранения ресурсов и сил.)

Описание пятого типа

Название этого эннеатипа — корифей, а по Хелен Палмер — The Researcher.

Пятерки — это восприимчивые и независимые наблюдатели с преимущественно рациональным подходом к жизни.

Их сильная сторона заключается в постоянное стремление к изучению нового и развитию своего интеллекта. Эти люди хотят понять окружающий мир. Они вдохновляются идеями и обладают ярким интеллектом, наблюдательны, сообразительны, имеют логический склад ума, умеют сосредоточиться, изобретательны, эрудированны, умны, настойчивы и компетентны.

пятый тип личностиОни хорошие наблюдали и аналитики. Обладают острым взглядом и твердой, независимой волей, неподвластной чужому влиянию, что позволяет им сохранять дистанцию и объективность в любых обстоятельствах. Они проницательны, оригинально мыслят, прекрасно умеют дать объяснения, сформулировать модели и теории по любой интересной им теме.

Однако способность к анализу и наблюдению не делает их пассивными созерцателями, живущими исключительно в мире собственных фантазий. Они знают, как применить свои интеллектуальные способности на деле, умеют провести «весь вечер на арене» и являются полноценной частью общества. Несмотря на свою скрытность, погруженность в себя, ежедневную потребность некоторое время проводить в одиночестве, склонность к молчаливому присутствию, они поддерживают связи с окружающими, обладая хорошими коммуникативными навыками. Они не только наблюдатели, но и участники и инициаторы. Движимые в основном мыслями и идеями, они, однако, принимают свои эмоциональные и телесные проявления и способны выразить то, что чувствуют.

Им свойственна скрытая сила, они рассудительны, все взвесят, прежде чем браться за дело, чтобы поступить максимально рационально и целесообразно. Умение отстраняться от эмоций позволяет им сохранять спокойствие даже в ситуации стресса, когда другие впадают в панику. Речь не идет о подавлении эмоций, попытке уклониться от проявления чувств или сострадания. Напротив, это умение сохранять спокойствие даже при наличии факторов, вызывающих опасения, и способность подняться над ситуацией.

Они могут стать экспертами в своей области и при этом не будут кичиться своим интеллектуальным превосходством. Они не чувствуют необходимости доказывать, что знают все о предмете, и могут признаться в некомпетентности, не испытывая при этом неприятных чувств. К тому же им очевидны ограничения, накладываемые применением логики, и они не боятся испытать на прочность ни ее, ни собственные умозаключения. Парадокс заключается в том, что это стимулирует их к дальнейшему интеллектуальному росту, поскольку поддерживает их любознательность, открытость всему новому.

В режиме автопилота их умственная деятельность гипертрофируется. Их поглощают собственные мысли. Сосредоточив всю жизнь «в голове», они упускают эмоциональную сферу, становятся холодными, необщительными, перестают понимать собственные чувства, теряют эмоциональный контакт с окружающими и способность оказывать

поддержку. Они предпочитают держаться от людей на расстоянии, легко утомляются от общения, тяжело переносят чужие ожидания, просьбы и вторжения в личное пространство, что осложняет их отношения с окружающими. Они стремятся сделать все возможное, чтобы сохранять дистанцию и свои ресурсы (время, силы, внимание, знания, деньги и т. д.) от чужих посягательств, к тому же им никто не нужен. Ради сохранения независимости они, если понадобится, решают проблемы самостоятельно либо снижают потребности.

Они превращаются в пассивных наблюдателей, которым сложно взяться за дело. Поток их мыслей становится безостановочным, будто все на свете нуждается в их объяснениях, что сбивает их с цели. Действия откладываются для дополнительной подготовки и изучения вопроса. Некоторые «пятерки» сосредоточиваются исключительно на идеях и информации. Им постоянно кажется, что нужно еще подучиться, понаблюдать и поразмыслить, прежде чем начать действовать.

Из-за привычки постоянно раскладывать все по полочкам они становятся менее объективными и любознательными. Они истолковывают, вместо того чтобы наблюдать и подмечать. Кроме того, временами они смотрят на других с презрением, люди кажутся им нелогичными, глупыми, как и их поступки. Поэтому в глазах окружающих «пятерки» часто выглядят высокомерными.

Их приверженность логике и редукционизму становится чрезмерной, при этом они упускают из виду, что логика сама по себе может искажать выводы при исключении из анализа эмоциональной составляющей. Способность «пятерок» проверять свои мысли на прочность снижается, что толкает их на упрощенное толкование реальности.

Привычка жить исключительно интеллектуальной жизнью подавляет их телесные потребности. Они уделяют меньше времени чувственной стороне жизни, становятся малоподвижными и меньше заботятся о себе.

Замкнувшись, они чувствуют отчуждение, опустошение, собственную неадекватность, потерю душевного равновесия, напряжение, озабоченность, усталость, гнев и одиночество.

Пятый тип на работе, анализ PAEI-ролей

Согласно PAEI-теории Адизеса, «пятерки» склонны к роли предпринимателя (Е). Это не означает, что они не способны к другим ролям, но отражает естественную предрасположенность представителей пятого типа к (E)-роли. Они обладают склонностью к анализу и исследовательской деятельности, способны предлагать новые способы решения как новых, так и уже существующих задач. Поскольку их увлекает сам процесс познания, в сфере их внимания может оказаться все что угодно: биологические дилеммы, явления рынка или человеческое поведение. «Пятерки» — прирожденные исследователи, они подходят к изучению любого предмета систематически: определяют проблему, изучают существующую литературу, собирают данные, анализируют их и представляют свои выводы. Они мыслят независимо, способны пересмотреть собственные взгляды в свете новых фактов, а также увидеть и применить на практике плоды подобного пересмотра.

«Пятерки» обладают чувством юмора, которое обычно проявляется в коротких, едких замечаниях, сказанных вскользь в суховатой манере. Их шутки ненавязчивы: все вокруг хохочут, а «пятерки», как правило, даже не улыбнутся.

Хотя среди «пятерок» немало экстравертов, большинство из них — интроверты. Они предпочитают работу в одиночестве — так их живой интеллект легче сосредоточивается на учебе, изобретениях или исполнении текущих задач.

Оказавшись в плену поведенческих привычек, они погружаются в мир размышлений. От этого страдает их роль производителя результатов (P), поскольку они склонны к излишнему анализу, все усложняют и путают планы с делом. Поскольку их телесность подавлена, им тяжело перейти к быстрым, решительным действиям, и принятие решения затягивается

из-за блуждания по лабиринту мыслей. Обычно здравая независимость превращается в скрытность, нетерпимость к посторонним вторжениям. Они скрывают ключевую информацию, ни с кем не делятся важными данными, в результате в офисе снижаются интеграция (I), взаимное доверие и уважение. Они монополизируют любые попавшие к ним сведения, чтобы получить власть. Одновременно они перестают делиться и любыми другими ресурсами: бюджетом, временем, силами. Сотрудничество сводится к минимуму.

Если в нормальных условиях «пятерки» предпочитают работать в одиночку, то на автопилоте это стремление гиперболизируется, и работа в группе становится для них кошмаром. Даже короткие собрания обессиливают. Такое крайнее отчуждение кажется окружающим проявлением надменности. Нетерпимость «пятерок» к некомпетентности кажется людям демонстрацией интеллектуального превосходства. Сами же они бояться показаться незнающими или не готовыми к ответу.

Между «пятерками» и административно (А) нацеленными эннеатипа- ми обычно возникают стычки, поскольку «пятерки» видят в них только ограниченность ума и навязывание другим ненужных ограничений. Вторжение администраторов (А) в личное пространство «пятерок» автоматически интерпретируется последними как посягательство на их независимость, поскольку на автопилоте «пятерки» склонны нарушать установленные порядки. Вторая причина для столкновений с администраторами (A) в том, что «пятерки», как правило, смотрят на проблему в целом и не любят возиться с деталями. Под давлением привычки это превращается в полную неспособность, поскольку им и в голову не приходит задуматься, что лес состоит из деревьев. Они настаивают на своем целостном видении проблемы и не справляются с административной (A) работой даже на минимальном уровне.

Стать лидером

Имея прекрасные способности к предпринимательству (E), некоторые «пятерки» могут получить предложение занять руководящую должность. Однако преуспеть в роли предпринимателя (Е) недостаточно. Чтобы стать хорошим руководителем, «пятеркам» придется освоить все роли PAEI. А для лидерства потребуется преуспеть в двух разных ролях, одна из которых — интегратор (I). Пробелы в коде недопустимы.

лидер

Используя поддержку и проекции в другие типы, «пятерки» смогут использовать свои менее развитые стороны следующим образом.

  • Проекция в восьмой тип (генерал): привнесет роль производителя результатов (P).
  • Поддержка четвертого типа (маэстро): привнесет роль интегратора (I).
  • Поддержка шестого типа (советник): привнесет роль администратора (A).

Развитие роли интегратора (I)

Согласно эннеаграмме «пятеркам» присущи объективность и ясный ум. Однако у «пятерок», оказавшихся в плену поведенческих привычек, верх берут описанные выше шаблонные модели поведения, а эти качества оказываются подавленными. Научившись понимать особенности своего типа, «пятерки» смогут использовать источники

внутренней силы, благодаря тому что научатся отстраняться, отслеживать и разрывать свое шаблонное поведение. Используя терминологию тренинга Роббинса — Маданес*, «выбрав выбирать», «пятерки» не только развиваются сами, растет и их вклад. Они прогрессируют в личностном и профессиональном плане и вносят значительный вклад в общее дело.

На смену механистичному образу мысли придет живое и гибкое мышление. Так они действительно смогут послужить своей организации, вместо того чтобы работать ради собственного Я. Благодаря этому сдвигу в осознании «пятерки» обретут дополнительную способность замечать не только идеи, но и людей и спокойно наладят контакт с окружающими. Они станут гибче. Эти перемены будут способствовать развитию в коллективе атмосферы взаимного доверия, открытости и уважения, а «пятерка» займет место явного лидера.

Используйте поддержку четвертого типа. В этом упражнении вы можете использовать поддержку четвертого типа, чтобы обратиться к интеллекту своего сердца и приостановить ваш перегревшийся аналитический мотор. На автопилоте вы фокусируетесь на понятиях, данных и моделях. Перенаправьте внимание на членов своей группы. Спросите себя, в чем их потребности. Что они чувствуют? Обратитесь к своим эмоциям: что вы сейчас чувствуете? Научитесь обращаться к множественному интеллекту, используйте сердечный и телесный интеллект в помощь интеллекту головы.

Развитие роли производителя результатов (Р)

«Пятерки» могут воспользоваться проекцией в восьмой тип, чтобы задействовать качества, необходимые для производства результатов (P), которые им нужны, чтобы преодолеть непродуктивность, возникшую из-за излишней склонности к анализу и мыслительной деятельности.

* Тренинг в коуч-школе Энтони Роббинса (Anthony Robbins), rmtcenter.com, термин choosetochoose. Прим. перев.

Упражнение. Воспользуйтесь проекцией в «восьмерку» (генерал).

Будьте практичны, работайте на результат. Отвлекитесь от размышлений и начните действовать. Притормозите аналитическую работу и сосредоточьтесь на прагматических вопросах. Обратитесь к своим инстинктам, следуйте их импульсам, а не рассудку.

Не впадайте в панику, если это не получится с первого раза. Ваше тело не привыкло к таким усилиям, поскольку всю жизнь вы пользовались только головой. Однако вы обладаете ресурсами телесного интеллекта. Чем чаще вы будете ими пользоваться, тем быстрее сможете их подключать, и со временем это войдет в привычку.

Что касается решения текущей задачи, то спросите себя, каков должен быть результат. Как его проще всего добиться? При выполнении прислушивайтесь к мудрости своего тела и дайте отдохнуть голове.

Развитие роли администратора (А)

«Пятерки» в основном ориентированы на новаторство и смотрят на вещи широко, поэтому им необходимо усвоить хотя бы основы администрирования (A), чтобы состояться как менеджер и лидер.

Упражнение. Воспользуйтесь поддержкой «шестерки» (советник).

Спросите себя, что применялось раньше в подобном случае. Хотя вас манят новшества, они не всегда желательны, поэтому не стоит автоматически отметать готовые решения, если они хорошо себя зарекомендовали. Сосредоточьтесь на текущей ситуации и ненадолго забудьте о поиске альтернативных возможностей.

Упражнение. Воспользуйтесь поддержкой «шестерки» — 2.

Вы предпочитаете смотреть на мир сквозь «широкоформатный объектив» и видеть завершенную картину. Рассматривая текущий проект, постарайтесь перефокусировать ваш объектив на детали. Увеличьте масштаб. Приблизьте изображение. Научитесь иметь дело с конкретикой и выполнять работу пошагово.

Обратите внимание на стиль речи

Оказавшиеся в плену поведенческих привычек «пятерки» имеют склонность рассуждать исключительно о своих идеях и пренебрежительно относятся к бытовым разговорам.

Упражнение для пятого типа: измените стиль речи. Обратите внимание на то, какие темы вы обсуждаете и какую форму принимает разговор. Сколько времени вы делились своими мыслями? Выслушали ли вы встречные предложения? Взгляните на себя со стороны: говорите ли вы исключительно с позиций центра головы — о логических построениях, причине и следствии, цене и выгоде? Обсуждаете ли теории, модели и системы? Включает ли ваша речь эмоциональные высказывания? Как насчет телесных проявлений и действий?

Второй важный момент, на который следует обратить внимание: у «пятерок» слишком быстро работает мозг, и их речь не поспевает за мыслями. В результате они нередко обрывают предложение на полуслове. Временами собеседник не может понять «пятерок», поскольку те забывают что-то объяснить, думая, что все уже сказали. (Идея, возникшая у них в голове, кажется им очевидной.) Это усиливает сложности в общении, поэтому «пятеркам» важно развивать навыки общения и уделять им особое внимание.

Что общего и в чем разница с предпринимателями (Е) других типов

Помимо «пятерок» в эннеаграмме есть и другие типы, склонные к роли предпринимателей (Е): «семерка» (предводитель) и «восьмерка» (генерал). Однако между ними много различий.

  • Все три типа обеспокоены вопросами свободы и независимости. Им не нравится следовать внешнему распорядку. Для них важнее собственная воля, чем чужие правила. «Пятерки» изолируются от системы, чтобы спокойно заниматься своими делами. Они «отделяются от стаи и прячутся в нору». «Семерки» навязывают свою волю через неуважительное отношение, а «восьмерки» выражают ее в резкой и прямолинейной манере.
  • «Пятерки» и «семерки» обладают значительным творческим потенциалом. Но зачастую им не хватает качеств производителя результатов (P). Поэтому «пятерки» могут развиться за счет привлечения качеств восьмого типа. Благодаря «восьмерке» они приобретают инстинктивную мудрость тела, которая позволяет им выбраться из плена собственного мозга и воплотить идеи в жизнь. «Семерки» могут использовать поддержку восьмого типа с той же целью.
  • Этими типами движут разные мотивы: «пятерки» ждут вознаграждения за ум. «Семерки» жаждут развлечений и удовольствий и ждут награды за энергичность и оптимизм. «Восьмерки» хотят власти и уважения окружающих.
  • «Пятерки» обычно интроверты. «Семерки» и «восьмерки» чаще экстраверты. Поскольку «восьмерки» — это телесный тип, их ведущая эмоция — гнев. «Пятерки» и «семерки» относятся к триаде головы, поэтому ими управляет страх. Типичные эмоции легко обнаруживаются как в стиле речи, так и в языке жестов, присущих каждому из этих трех типов.

И. и Р. Маданес, И. Адизес. От застоя к росту. Как раскрыть и развить в себе потенциал бизнес-лидера.