шестой тип личности советниКогда я получил должность финансового директора, многие были недовольны решением правления, особенно представители отдела маркетинга.

Впрочем, у нас всегда были разногласия. По-моему, я хорошо работаю в команде, но это не значит, что я должен всегда соглашаться с чужим мнением.

В особенности с мнением тех, кто ежедневно готов рисковать стабильностью компании из-за своих бредовых идей. Они только этим и занимаются. Каждый понедельник заявляются с очередной революционной идеей. Я в них не верю. Я прекрасно могу объяснить, чем это закончится. Так и вижу эту картину перед глазами. Я понимаю, почему это не сработает. Они зовут меня «адвокат дьявола». А я всего лишь предан компании.

(Джон, представитель шестого типа)

(Обратите внимание на противопоставление «мы и они», неуживчивость, предвосхищение опасностей, консерватизм, столкновения с творческими личностями, тему преданности.)

Название этого эннеатипа по Хелен Палмер (Helen Palmer) — The Loyal-Sceptic. Прим. перев.

Описание шестого типа

«Шестерки» — преданные, осторожные и трудолюбивые люди, которые умеют предусмотреть возможные риски и найти способ их избежать.

Сильная сторона этого типа — умение избегать неприятностей, выявлять потенциальные проблемы. «Шестерки» превосходно справляются с задачами. Хорошо развитые аналитические способности позволяют им последовательно, аккуратно и без суеты находить подходы к решению сложных задач и исправлять то, что уже не работает или не сработает в будущем. Они способны взять в руки и себя, и контроль над ситуацией, действуют активно и не теряют самообладания. Они ценят мнение других людей, способны принять его во внимание, хорошо уживаются в команде, но при этом доверяют собственному мнению и знают, когда стоит прислушаться к своему внутреннему голосу.

Они не тревожатся из-за предполагаемых рисков и проблем, не паникуют из-за своих предчувствий. Как пишут Фабьен и Патрисия Шаброй (Fabien & Patricia Chabreuil), «страхи не занимают всего их внимания, они уживаются с этим чувством, не преувеличивая опасность и не перенося его на другие проекты, ситуации и людей». В этом состоит истинное мужество. Определение мужества, данное Селиджменом и Петерсоном (Seligman & Peterson), — «способность стоять за правду при любых обстоятельствах» — как раз о таких людях. Кроме того, они улавливают не только вероятные проблемы, но и позитивные стороны реальности (возможность роста, положительное влияние, открывающиеся шансы и т. п.). У них хорошее чувство юмора, они ироничны и способны посмеяться над собой.

Они очень преданы семье, работе, друзьям и сообществу, тактичны, внимательны, дружелюбны и рассудительны.

Они трудолюбивы, исполнительны, ответственны, надежны и настойчивы, способны действовать вопреки разочарованиям, противодействию или прошлым неудачам.

Их деятельный ум не мешает им отдыхать и расслабляться при помощи известных практик (например, сосредоточившись на дыхании). Обращаясь к мудрости своего тела, они умеют сконцентрироваться на происходящем здесь и сейчас и таким образом умерить свою склонность к прогнозированию. Это дает им возможность противостоять негативным переживаниям.

В режиме автопилота они беспокоятся и тревожатся, концентрируясь исключительно на ожидании плохого, негативных последствиях. В их нескончаемом мысленном диалоге порой звучат противоречивые мысли. Они начинают переживать из-за собственных оценок ситуации. Они либо борются (контрафобия), либо бегут от своих страхов (фобия). В любом случае они активно реагируют, находятся в постоянном напряжении, насторожены, хотя стараются это скрывать. Они очень обеспокоены вопросами безопасности и стабильности. Парадокс в том, что чем больше их занимают подобные проблемы, тем менее безопасной кажется им ситуация.

В попытках обрести уверенность они загоняют себя в западню.

Личные проблемы

  • Во-первых, они склонны к сверхбдительности, чтобы не упустить возможные риски. Их воображение захвачено сценами неблагоприятного развития событий. Это держит их в постоянной тревоге, приводит к нервному истощению, подталкивает к пессимистичному и негативному восприятию действительности.
  • Во-вторых, они напряжены из-за попыток избежать любых рисков и поэтому становятся слишком осторожными. Это ведет к утрате решимости, сомнениям, что парализует их волю и мешает действовать. Внутренние колебания ведут к противоречивым поступкам.
  • В-третьих, им трудно доверять собственным суждениям, они теряют уверенность в себе. Столкнувшись лицом к лицу с проблемами, впадают в тоску, их девизом становятся слова «я не справлюсь». Малейший дискомфорт вызывает у них бурную реакцию, из-за чего страдает самооценка.

Проблемы в межличностных взаимоотношениях

  • Во-первых, они сомневаются в искренности чужих намерений и ищут повсюду злой умысел, скрытые противоречия. На передний план выходит тема недоверия, поэтому они постоянно подозревают окружающих и проверяют их на прочность.
  • Во-вторых, они провоцируют споры: защищают утверждения, с которым сами не согласны, исключительно ради спора или чтобы проверить крепость аргументов.
  • В-третьих, они пытаются заручиться поддержкой окружающих, демонстрируя преданность, вследствие этого выказывают одновременно и лояльность, и неповиновение вышестоящим.
  • В-четвертых, они пытаются обрести уверенность в себе, прибегая к системе, соблюдению порядка и правил. Так они превращаются в упрямых догматиков или начинают следовать чужим советам и руководству.

Шестой тип на работе — анализ PAEI-ролей

Согласно PAEI-теории Адизеса, «шестерки» склонны к роли администратора (А). Это не означает, что они не способны к другим ролям, а говорит лишь о предрасположенности представителей шестого типа к (А)-роли. Они обладают умением предугадывать проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации идеи или проекта.

Оба типа, склонных к администрированию (А), — и «шестерки», и «единицы» — инстинктивно чувствуют, будет ли успешна та или иная идея. Но если «единицы» особенно хорошо видят недостатки в текущем процессе, то «шестерки» преуспели в предсказании грядущих бед. Они справедливо указывают места возможных срывов, чтобы вовремя их предотвратить. Так они относятся не только к решению задач, но и к исполнителям.

  • «Шестерки» прекрасно чувствуют скрытые мотивы, ложь и обман. Используя свои способности, они помогают решить проблемы организации и избежать кризисов.
  • Для них важна преданность коллективу, это тактичные и трудолюбивые сотрудники.
  • Благодаря склонности подмечать детали, особенно относящиеся к воплощению планов, они бывают хорошими администраторами, которые обеспечивают реализацию плана, следуя всем разработанным нормам.
  • Лучше всего этот тип раскрывается в систематизированном подходе к решению проблем, они хладнокровно берутся за новые задачи. Они ответственны, способны взять ситуацию под контроль и без лишней суеты приступить к поискам решения. Они уверены, что найдут его, и их спокойствие передается окружающим.
  • Когда «шестерки» оказываются в плену своих поведенческих привычек, их тревожность пронизывает все аспекты профессиональной деятельности, а потребность в безопасности становится основной движущей силой, толкающей их на малопродуктивные поступки. Их беспокойство становится чрезмерным.

Чтобы обрести уверенность, они строго придерживаются правил и инструкций. Их склонность к администрированию (A) растет как на дрожжах. Они тщательно следят за тем, чтобы строго исполнялись все нормативы. Это дает им ложное ощущение стабильности. Следование инструкциям помогает им успокоиться, поэтому они сопротивляются любым переменам, кто бы их ни предлагал. Это приводит к трениям с сотрудниками, а особенно с представителями предприимчивых (Е)-типов. Последние, продвигая свои инновации, наталкиваются на саботаж «шестерок». Для предпринимателей (E) все, что не запрещено, то разрешено. «Шестерок» такой поход приводит в бешенство. Они могут саботировать чуть ли не каждую идею, открыто говоря: «Да, но...», занимая позицию «адвоката дьявола», либо делают это с затаенной агрессией — демонстрируют видимость согласия, чтобы впоследствии попытаться разрушить планы.

В любом случае предприниматели (E) обычно не выдерживают и взрываются, и, если у «шестерки» достаточно власти, ей может грозить увольнение из-за некорректного поведения. (Это особенно справедливо в отношении предпринимателей (E) седьмого и восьмого типов, поскольку представители этих типов реагируют на косность «шестерок» сразу, резко, не выбирая выражений.) Даже если их не уволят, предприниматели (E) под руководством «шестерок» будут изнывать и в конце концов покинут компанию. В результате группа останется без исполнителей предпринимательских (E) функций.

С остальной командой у «шестерок» двойственные отношения: из-за свойственной им тревожности они не могут ничего предпринять, не узнав мнения каждого. Спрашивая у всех совета, они не в состоянии принять простейших решений и топчутся на месте. Чем больше они советуются с другими, тем меньше верят в себя и окончательно утрачивают решимость. В этом заключается основная причина возможной потери производительности (P).

Чтобы скрыть свою неуверенность, они время от времени «поигрывают мускулами», выказывая авторитарную манеру, которую обосновывают заявлениями типа «Здесь я руководитель!», что ставит под угрозу интеграцию (I). Взаимное доверие и уважение снижаются как никогда.

Сомнение в безопасности заставляет их с подозрением относиться к окружающим и все время проверять их на лояльность. А это еще сильнее осложняет обстановку. так «шестерки» вредят сами себе. Поскольку они пребывают в нерешительности, подчиненные не понимают, чего от них ждут, и в итоге выбирают наилучший путь действий по собственному разумению.

А потом «шестерка» не постесняется устроить разбор полетов, чтобы подвергнуть сомнению их достижения. Естественно, подчиненные возмутятся. «Шестерки» же автоматически интерпретируют это как растущее неповиновение и предательство.

На это они отреагируют усилением авторитаризма, постараются взять все под контроль, и порочный круг продолжится. В итоге проект провалится, так как «шестерка» не справится ни с производством результатов (Р), ни с предпринимательством (E), ни с интеграцией (I). Под руководством «шестерки» проект превращается в бюрократический кошмар. К моменту провала у нее готов список виноватых и набор самооправданий. Это и не удивительно, поскольку корень зла — склонность «шестерок» представлять себя жертвой обстоятельств и неспособность к активным действиям в профессиональной и личной жизни.

Стать лидером

Благодаря тому, что «шестерки» обладают прекрасными способностями к администрированию (А), некоторым из них могут предложить занять руководящую должность. Однако этих способностей недостаточно. Чтобы стать хорошим руководителем, придется освоить все роли PAEI. А чтобы стать лидером, нужно преуспеть в двух разных ролях, одна из которых — интегратор (I), и, кроме того, избежать пробелов в коде.

лидер интегратор

Используя поддержку и проекции в другие типы, «шестерки смогут использовать свои менее развитые стороны следующим образом.

  • Поддержка пятого (корифей) и седьмого (предводитель) типов: привнесет роль предпринимателя (E).
  • Проекция в девятый тип (дипломат): привнесет роль интегратора (I).
  • Проекция в третий тип (чемпион): привнесет роль производителя результатов (P)

Развитие роли интегратора (I)

Согласно эннеаграмме «шестеркам» присущи такие внутренние качества, как мужество, надежность и преданность. Научившись понимать особенности своего типа, «шестерки» смогут свободно прибегать к источникам внутренней силы, благодаря тому что научатся отстраняться, отслеживать и разрывать свое шаблонное поведение. Используя терминологию тренинга Роббинса — Маданес*, «выбрав выбирать», можно сказать, что «шестерки» не просто развиваются сами. Они прогрессируют в личностном и профессиональном плане и увеличивают свой вклад в общее дело. На смену механистичному образу мысли придет живое и гибкое мышление. Благодаря этому сдвигу в осознании «шестерки» обретут дополнительную способность обращать внимание на не только системы, правила и задачи, но и на людей. Перестав прятаться за спинами подчиненных от необходимости принимать решения, они станут лидерами с твердыми принципами, способными повести за собой окружающих. Их острый ум по-прежнему будет предугадывать неприятности, но делать это без суеты и поспешных реакций. Их поведение станет более гибким. Это перемены будут способствовать развитию в коллективе атмосферы взаимного доверия, открытости и уважения, а «шестерка» займет место лидера.

Упражнение. Воспользуйтесь проекцией в «девятку» (дипломат). Вы можете воспользоваться своей проекцией в «девятку», чтобы прислушаться к мудрости тела и обрести опору в настоящем. Автоматически вы фиксируетесь на наихудших сценариях развития ситуации. Чрезмерное внимание к ним повышает тревожность. Ваш ум должен работать на вас, а не наоборот. Для этого необходимо взять ситуацию под контроль — вам придется ограничить функции своего ментального автопилота.

Сосредоточьтесь на ощущениях своего тела. Начните дыхательное упражнение и проследите за вдохами и выдохами. Дышите медленно и позвольте мыслям течь свободно. Пассивно понаблюдайте за ними. Если ваши мысли станут наслаиваться поверх друг друга, не препятствуйте этому. Обратитесь к ощущениям тела, следуя медитации, предложенной в предыдущих главах это книги.

Эта основанная на телесном расслаблении практика позволит вам успокоиться и правильно подготовиться к интеграционной (I) роли. Успокоив свой скорый на выводы ум, вы подобно «девяткам» легко найдете контакт с окружающими, не испытывая привычных подозрений и не будучи слишком жесткими. Здесь важно понять, что, относясь к триаде головы, вы не сможете предотвратить активацию своего типа при помощи разума. Вам нужно взглянуть на проблему с позиции другого интеллектуального центра. В этом случае — лучше с позиции тела, поскольку только его сила поможет вам обрести опору в настоящем и притормозить вашу устремленность в будущее.

* Тренинг в коуч-школе Энтони Роббинса (Anthony Robbins), rmtcenter.com, термин choose to choose. Прим. перев.

Развитие роли предпринимателя (Е)

Чтобы развить в себе качества предпринимателя (E), вы можете обратиться к поддержке седьмого и пятого типов.

Воспользуйтесь поддержкой «семерки» (предводитель). Сместите свое внимание со стоящих перед вами проблем на возможности. Какие шансы у вас появляются? Как это видение связано с тем, что уже известно о ситуации? Смените перспективу. Какова картина в целом? Как это смотрелось бы с километровой высоты? А с десяти километров?

Когда вы научитесь воспринимать мир с расстояния, обсуждать каждую деталь уже не придется. Вы будете шире смотреть на вещи, меньше суетиться из-за сиюминутного и больше интересоваться шансами. Благодаря этим переменам вам станет легче жить.

Воспользуйтесь поддержкой «пятерки» (корифей). Как все «шестерки», вы склонны чрезмерно эмоционально реагировать на перемены. Поддержка пятого типа позволит воспринимать их более отстраненно. Когда в следующий раз вы почувствуете желание отвергнуть новую идею, переключитесь на позицию наблюдателя. Смысл в том, чтобы позволить себе проявить любопытство, вместо того чтобы действовать по утвержденной программе. Поэкспериментируйте сами и позвольте это делать другим.

Развитие роли производителя результатов (Р)

Чтобы развить в себе качества, необходимые для роли производителя результатов (P), воспользуйтесь проекцией в третий тип.

Воспользуйтесь проекцией в «тройку» (чемпион). Как всем «шестеркам», вам трудно увидеть возможный успех. Проекция в третий тип принесет уверенность в себе и умение видеть за плодами кропотливого труда высокие цели. Это поможет нейтрализовать нерешительность и ускорить переход к полноценной активности как производителя результатов (P). Спросите себя, что надо сделать. Научитесь быстро принимать решения, не советуясь с другими.

Цель этого упражнения — дать вам почувствовать смысл выражения «выстрелить, чтобы попасть». Иногда это именно то, что нужно. Получив руководящую должность в наше бурное время, вы должны обладать достаточно гибким умом, чтобы суметь это сделать, если потребуется.

Обратите внимание на стиль речи

Далее приведены очень полезные речевые упражнения для шестого типа.

Упражнение № 1. Тема и форма беседы. Обращайте внимание на тему и форму беседы. Поддерживаю ли я людей или ситуацию, ограничивая себя? Делегирую ли я полномочия, если считаю, что не смогу справиться? Обратите внимание на свое отношение к мелким повседневным помехам. Как вы на них реагируете и какими словами описываете? Не преувеличиваете ли? Если да, то насколько сильно?

Упражнение № 2. Преувеличения. Преувеличение — это форма лжи. Подумайте об этом, рассуждая о собственной манере речи.

«Шестерки» — надежные люди, не терпящие неправды, и им не понравится идея, что в чьих-либо глазах они выглядят лжецами.

Упражнение № 3. «По причине» вместо «вследствие». Работая над своим стилем речи, обратите внимание на другое важное различие, которое определяется в НЛП* как «по причине», а не «вследствие». Когда вы говорите «по причине», вы берете ответственность за все, происходящее в вашей жизни, на себя. Когда вы говорите «вследствие», вы переносите ответственность за свое благополучие на других.

Упражнение № 4. Выбор или ответственность вместо оправданий. Обратите внимание на то, насколько ваша речь насыщена оправданиями. Склонны ли вы обвинять внешние обстоятельства? Потренируйтесь выражать в речи позиции выбора и ответственности: «Что я думаю по этому поводу? Что я предполагаю об этом? Какими альтернативами я располагаю? Как я могу подойти к этому со всей ответственностью? Что лично я могу сделать, чтобы преуспеть в достижении результатов и успешном исходе дела?»

Упражнение № 5. Ярлыки и обвинения. Иногда попавшие в зависимость от своих поведенческих привычек «шестерки» становятся жесткими и догматичными и склонны навешивать ярлыки на тех, кто, как им кажется, выбивается из группы или сообщества. Они употребляют не подлежащие сомнению и не допускающие возражений высказывания как по отношению к себе, так и к другим, произнося обвинительные речи. Обратите внимание на свой стиль. Выступаете ли вы как обличитель? Берете ли на себя контроль над идеологией? Не приводит ли ваша речь к возникновению ощущения власти, собственного превосходства над другими членами группы или общества? Подчеркиваете ли вы особую важность собственной группы (компании, отдела, футбольной команды, и т. п.) в сравнении с другими?

* Нейролингвистическое программирование — направление в психотерапии и практической психологии, не признаваемое академическим сообществом. Основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью. Прим. ред.

Что общего и в чем разница с администраторами (A) других типов

Помимо «шестерок» к административной роли (A) склонны «единицы» (реформатор). Оба типа следуют букве закона, свято исполняя инструкции и предписания. Однако между ними немало различий.

  • В основе их действий лежат разные мотивы: «единицы» хотят быть хорошими. Они ожидают поощрения за то, что делают все правильно. «Шестерки» ищут безопасности. Они ждут награды за свою надежность.
  • Единицы уверены в своих взглядах и тверды в своем мнении. «Шестерки» же склонны во всем сомневаться, они ни в чем не уверенны и вечно тревожатся.
  • «Единицы» сами устанавливают правила. Они активные администраторы (A). «Шестерки», напротив, стремятся себя обезопасить и потому скорее пассивны, ищут защиты у авторитетов и предпочитают четко следовать установленным правилам. Ради того чтобы доказать свою преданность руководству, они возьмутся следить, как выполняют инструкции другие члены команды.
  • «Единицы» принадлежат к триаде живота, поэтому их типичная эмоция — гнев. «Шестерки» относятся к триаде головы, поэтому они чаще испытывают страх. При этом язык тела и манера высказываний обоих типов явно выражают присущие им типичные эмоции.

И. и Р. Маданес, И. Адизес.
От застоя к росту. Как раскрыть и развить в себе потенциал бизнес-лидера

Библиотека