Существует множество эффективных способов подготовки людей к творческой работе в команде. Один из моих любимых называется «Шесть шляп». Этот метод разработал Эдвард де Боно, знаменитый создатель концепции нелинейного мышления.

Модель описывает шесть ролей, которые мы можем играть в команде, и показывает преимущества каждой из них (EdwarddeBono, SixThinkingHats - Boston: Little, Brown, 1985).

Я рассказываю студентам об этой методике в самом начале курса, чтобы они могли использовать ее в дальнейших занятиях — да и в дальнейшей жизни тоже. В модели де Боно роли, исполняемые человеком в команде, представлены в виде разноцветных шляп.

Большинство людей имеют один доминирующий и пару дополнительных цветов.

  • Предпочитающий факты и логическое мышление игрок надевает белую шляпу.
  • Любитель генерировать новые идеи надевает зеленую шляпу.
  • Участник, который принимает решения, опираясь на интуицию, надевает красную шляпу.
  • Самый организованный и точно соблюдающий процедуры надевает синюю шляпу.
  • «Адвокат дьявола», критикующий то, что не будет работать, надевает черную шляпу.
  • Романтик, мечтающий сделать всех счастливыми, надевает желтую шляпу.
  • Выделяете ли вы время, чтобы оценить рабочий процесс в команде?
  • Работаете ли вместе, если попадаете в стрессовую ситуацию?
  • Равномерно ли распределяете рабочую нагрузку?
  • Берете на себя ответственность за проблемы или вините других?
  • Уважаете ли профессиональные и личные различия?

Чтобы показать студентам эффективность этой модели, я предложила им пройти небольшой тест и определить основной рабочий стиль. В основном люди и без всяких тестов знают, какой цвет предпочитают в одежде. Я попросила студентов прийти на занятие в майке цвета их воображаемой шляпы: так мы легко смогли увидеть весь спектр стилей и подходов.

Разделив учащихся на команды по шесть человек, я выдала каждому по настоящей шляпе с кисточками разных цветов. В течение двухчасового занятия они могли менять эти кисточки, чтобы показать остальным, какую роль отыгрывают.

  • Каждая команда получила свое задание, во время обсуждения которого студенты могли попробовать себя в различных ролях.
  • Для начала все участники примерили шляпы одного цвета — белую, потом зеленую, потом синюю и так далее.
  • Затем я разрешила им менять цвета по своему усмотрению, чтобы почувствовать, какие из них кажутся более комфортными, а с какими им неуютно.
  • В итоге студенты составили представление обо всем спектре ролей, которые они могли отыгрывать в команде, и научились менять их так же быстро, как кисточки на шляпах.

Универсальность Шести шляп

Модель «Шесть шляп» применима ко всем видам групповой работы. Например, в начале мозгового штурма участники могут предложить друг другу надеть зеленые шляпы, чтобы сгенерировать как можно больше идей. Такое заявление будет особенно важным для тех, кто обычно не выбирает этот цвет, то есть предпочитает анализировать уже готовые идеи.

Затем в ходе работы вы можете сменить шляпы с зеленых на синие, чтобы распланировать следующие шаги.

Во время оценки рисков каждый член вашей команды может надеть черную шляпу, чтобы увидеть все места проекта, в которых что-то может пойти не так.

Жаль, что меня не научили этому приему раньше: моим глубоким заблуждением была вера в то, что все видят мир так же, как и я.

Всегда удивлялась и даже расстраивалась, когда приходилось работать с людьми, оценивающими проблему с другой стороны и подходящими к ней по-иному. Я не понимала их и чувствовала, что они не понимают меня.

Обычно я ношу зеленую шляпу, но иногда меняю ее на синюю или желтую. В итоге пришлось научиться работать с довольно неприятными мне людьми в красных или черных шляпах. Но теперь я могу и сама примерять эти шляпы при необходимости.

В работе учителя подобный прием незаменим: зная, «какую шляпу носит» тот или иной человек, я лучше понимаю его поступки и могу адекватно на них реагировать.

Цвета и рабочий стиль дисциплин

Я использую модель «Шесть шляп» уже много лет и за это время поняла, что студенты и преподаватели различных дисциплин предпочитают разные цвета. Возможно, людей притягивают те области деятельности, в которых их будут больше всего ценить. Или, наоборот, каждая дисциплина формирует в человеке собственный рабочий стиль.

  • Например, студенты, изучающие электротехнику, почти всегда носят белые шляпы и поэтому умеют работать с большими массивами данных.
  • Студенты школы бизнеса предпочитают синий цвет, а значит отлично управляют проектами и процессами.
  • На факультетах драматургии и литературы преобладают красные шляпы, так как местные студенты полагаются на свои чувства при создании художественных произведений.

Вот почему

для генерирования идей всегда полезно привлекать представителей различных отраслей. У них отличается не только запас знаний, но и подходы к работе.

Но как бы хорошо вы ни были подготовлены, каждая команда в свое время сталкивается с трудностями. В Стэнфордской школе дизайна работает психолог Джулиан Городски, который анализирует командную динамику, помогает избежать типичных ошибок и решает вместе с участниками возникающие проблемы. Его задача — научить студентов работать в команде, обходить препятствия и справляться с задачами, имеющими несколько решений.

Инструменты командной коммуникации

Джулиан и его сотрудники разрабатывают и тестируют инструменты командной коммуникации, например анкеты, позволяющие командам оценить и улучшить рабочие отношения. После анализа таких опросников самые разные творческие группы не только начинают лучше понимать друг друга, но и становятся более креативными.

Вот несколько вопросов, которые Джулиан включает в свою анкету.

Тина Силиг. Разрыв шаблона: как находить и воплощать прорывные идеи.

Библиотека