Хочу заострить ваше внимание на том, что сама по себе фабула аргумента не содержит ни рациональной, ни эмоциональной составляющей.
Наличие той или другой будет зависеть от индивидуальной интерпретации довода.
Вернемся к моей истории с телефоном. Такой аргумент, как «новая модель» — рациональный или эмоциональный?
- Один будет рассуждать так: «Новая — значит, смогу попользоваться и через пару месяцев выгодно продать» или «Новая — значит, исправлены все недостатки предыдущей модели, никаких проблем с использованием не будет». То есть, восприятие может происходить в рациональном ключе.
- Другой, услышав этот аргумент сразу представит себе, как все коллеги будут с завистью смотреть на новый телефон. В этом случае восприятие эмоционально, и основано на эгоистичной ценности престижа и высокого статуса.
Аргумент будет на 100 % рациональным (Р), если он будет дополнен поддержкой и примером, а эмоциональным (Э) — в случае использования удачной картинки с четко выраженной эмоцией и массой деталей в описании.
Может иметь место и комбинированный вариант. Многие сначала раскрывают фабулу аргумента рациональной поддержкой, а потом вместо примера приводят эмоциональную картинку. Такой довод будет называться рационально-эмоциональным (Р/Э).
Когда вы сознательно и целенаправленно используете поддержки, примеры, картинки, вы словно искусный фокусник управляете вниманием собеседников или аудитории, апеллируете то к здравому смыслу и логике, то играете на эмоциональных струнках. Вы управляете восприятием информации, а значит эффективно убеждаете.
См. в Библиотеке: Аргументируй это! Как убедить кого угодно в чем угодно / Никита Непряхин.